Анализ работы по реализации опыта НАСТАВНИЧЕСТВА в МКОУ Ювинская СОШ 2022 - 2023

Форма описания практики по реализации программы наставничества
МКОУ «ЮвинскаяСОШ»
2022 – 2023 уч. г.
№
1

2

3

Пункты
Регион, в котором
реализована
практика
Тип организации,
от которой вы
представляете
практику
Название практики

Описание
Свердловская область
Общеобразовательная

Практика наставничества «Школа молодого специалиста или Реверсивное наставничество как
средство обеспечения профессионального роста молодых педагогов»
Форма: педагогическая пара (наставник - наставляемый) "опытный педагог - молодой
специалист"

4

5
6

Проблематика/вопрос Методическое сопровождение и поддержка на школьном и муниципальном уровнях молодого
специалиста и учителей, не работавших ранее в школе, для успешной адаптации в условиях
современной школы
Краткое название
практики
Ресурсы «Интернет»

Школьный проект «Будь первым!»
День детских общественных объединений и организаций
https://vk.com/wall-200220857_1038
Разговоры о важном: "День Труда. Мир профессий", 1 класс
https://vk.com/wall-200220857_973
Разговоры о важном: «Семья – опора каждого из нас», 2 класс
https://vk.com/wall-200220857_845
Школьное методическое объединение "Формирование читательской грамотности".
Открытые уроки

https://vk.com/wall-200220857_915
ДоскаПочёта2023
https://vk.com/feed?q=%23%D0%94%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%9F%D0%BE%
D1%87%D1%91%D1%82%D0%B02023§ion=search&w=wall-200220857_1045
Учёба актива ученического самоуправления "Новаторы"
https://vk.com/club200220857?w=wall-200220857_1038%2Fall
7

Цель

Приобретение профессиональных навыков (организационных, коммуникативных) и
закрепление в профессии. Оказание адресной методической помощи педагогическим
работникам школы, испытывающим определенные профессиональные потребности и
поступившим без опыта работы посредством организации педагогического наставничества.
Вариант формы наставничества:
наставничество молодых педагогов и учителей, не работавших ранее в школе (наставникнаставляемый).
Кадровый состав МКОУ «Ювинская СОШ» включает 22 работника образования, из них 3
чел. совместители. Из общего количества педагогических работников свыше 50%
педагогов имеют стаж работы более 20 лет (11 чел), педагогов пенсионного возраста – (5
чел) 23%. Средний возраст педагогических работников– 45 лет, а доля молодых специалистов
и учителей, не работавших ранее в школе, составляет 14% (3чел. Никишева А. А., Михайлов
А. А., Валяева Л. В.).
Чтобы сохранить педколлектив и способствовать обновлению его кадров с учётом
сохранения и повышения качества образования, необходимо оценивать уровень
профессиональной компетентности наставляемого педагога, определять его готовность к
выполнению своих обязанностей и оказывать поддержку на уровне развития
профессиональных компетенций педагогов-стажистов при сопровождении процесса
взаимодействия наставнических пар.

8

Задачи

1. Создание организационно-методических условий для приобретения молодым
специалистом и учителем, не работавшим ранее в школе, необходимых профессиональных
навыков и закрепления их в профессии.

2. Профессиональное развитие молодых педагогов через повышение уровня их
профессиональной
компетентности,
совершенствование
результативности
их
педагогической деятельности.
3.Обеспечение своевременной психологической и профессиональной поддержки
начинающих педагогов.
4.Становление профессионально-значимых качеств и повышение уровня профессионального
саморазвития молодых специалистов.
Результаты практики:
1.* Короткие сроки адаптации молодых специалистов и учителей, не работавших ранее в
школе, в педагогическом коллективе школы: прошли курсы повышения квалификации по
реализации требований ФГОС - 2021, Обновлённый ФГОС.
* Участие в работе ШМО, РМО по предметам и творческих группах. Проведение открытых
уроков для администрации школы и в рамках предметных месячников ШМО.
* Выступления на школьных методических семинарах.
2. * Повышение способности молодых педагогов и учителей, не работавших ранее в школе,
к профессиональному саморазвитию.
* Готовность молодых специалистов и учителей, не работавших ранее в школе,
сопровождать проектную и научно-исследовательскую деятельность: учитель физической
культуры – индивидуальный проект и его защита.
* Совершенствование молодыми педагогами и учителями, не работавшими ранее в школе,
индивидуального стиля своей педагогической деятельности: презентация начального
педагогического опыта по индивидуальным темам работы.
3. * Сохранение контингента молодых специалистов в школе после первого года работы:
учитель физической культуры – стаж 3 года; учитель начальных классов – стаж 2 года;
педагог-психолог – стаж 2 года.
* Каждый учитель продолжит работу по своей специальности.
* Активное участие молодых специалистов и учителей, не работавших ранее в школе, в
спортивных и педагогических мероприятиях школы и МО Красноуфимский округ.

4. * Созданы педагогические портфолио молодых специалистов.
* Аттестация учителей на соответствие занимаемой должности.
9

Описание практики

Молодые специалисты, начинающие свой профессиональный путь в школе, практически
всегда испытывают разного рода затруднения. Кроме того, некоторые молодые специалисты
и учителя, не работавшие ранее в школе, являются представителями других профессий
(учитель начальных классов) или другой педагогической специальности (педагог-психолог),
прошедших переобучение по педагогическому профилю. Таким образом, вопрос содействия
профессиональному становлению молодых специалистов и учителей, не работавших ранее в
школе, является актуальным и социально значимым в системе работы нашей школы. Для
решения этого вопроса в ОУ функционирует «Школа молодого специалиста», ключевой идеей
которой является обеспечение условий (управленческих, методических, информационных,
психологических) для быстрой адаптации и эффективного включения в образовательный
процесс молодых педагогов и учителей, не работавших ранее в школе, повышение у них
мотивации поисковой и творческой деятельности, а также формирование собственного
индивидуального стиля педагогической деятельности.
Благополучатели практики: «опытные педагоги - молодые специалисты и учителя, не
работавшие ранее в школе».
Участники практики: молодые специалисты и учителя, не работавшие ранее в школе,
опытные педагоги, руководители ШМО, администрация школы, учителя-предметники.
№
1
2
3

4

Направление работы
Должностные обязанности,
СанПиН
Деятельность школы и её традиции
Требования ФГОС
Электронный дневник
Рабочая программа
Ведение школьной документации
Самообразование

Ответственный
Директор
ЗДВР, педагог-организатор
ЗДУВР, ЗДВР
ЗДУВР, ЗДВР, рук ШМО

5

План воспитательной работы
Программы внеурочной деятельности

ЗДВР

Результаты практики реализации наставничества «Школа молодого специалиста» - «Будь
первым!» полезна не только молодым специалистам и учителям, не работавшим ранее в
школе, но и наставникам, руководителям ШМО и другим учителям школы, занимающимся
сопровождением молодых педагогов и учителей, не работавших ранее в школе.
Опыт работы будет представлен в форме «Отчёт о реализации системы наставничества в
МКОУ «Ювинская СОШ» ???» в августе 2023 г. на педагогическом совете школы и сайте ОУ.
Другим регионам при внедрении системы наставничества готовы поделиться положением о
наставничестве, программой наставничества МКОУ "Ювинская СОШ».
Практика наставничества «Школа молодого специалиста или Реверсивное наставничество
как средство обеспечения профессионального роста молодых педагогов» включает в себя
взаимодействие сотрудников образовательной организации как профессионалов разных
поколений (в т. ч. педагогов, руководителей школы) с целью обмена опытом, взаимной
передачи знаний и опыта, совершенствования профессиональных компетенций.
10

Результат
№

Планирование задач
Было

1

Создание
организационнометодических
условий
для
приобретения
молодым
специалистом и учителями, не
работавшими ранее в школе,
необходимых профессиональных
навыков и закрепления их в
профессии.

Результаты практики
Стало
*
Короткие
сроки
адаптации
молодых
специалистов и учителей, не работавших ранее в
школе,
в педагогическом коллективе школы
(100%): прошли курсы повышения квалификации
по темам: 2021 г. ООО «Федерация развития
образования»
«ФГОС-21.
Компетенции
педагогического работника в части обновленных
ФГОС:
эффективная
реализация
общеобразовательных программ и обеспечения

личностного развития учащихся», 2023 г. АНО
ДПО «ОЦ Каменный город» «Школа в условиях
перехода на Федеральную образовательную
программу» (100%).
* Участие в работе ШМО, РМО по предметам и
творческих группах (100%).
Проведение
открытых уроков для администрации школы и в
рамках предметных месячников ШМО (100%):
учитель физической культуры – 2023 мастер –
класс «Создание спортивной школьной газеты»,
“Движение — жизнь” (турнир по баскетболу и
волейболу); учитель начальных классов – 2022
«Снежная
сказка»,
Закрепление
написания
элементов и изученных букв, Чтение слов с новой
буквой, предложений и коротких текстов;
педагог-психолог – 2023 «Мы вместе».
* Выступления на школьных методических
семинарах (100%): учитель физической культуры –
«Креативное мышление как важный компонент
функциональной
грамотности.»;
учитель
начальных классов – 2023 - Методический семинар
«Функциональная
грамотность.
Креативное
мышление»;
педагог-психолог
–
2022
«Коррекционно-развивающее
обучение
и
воспитание детей с нарушением интеллекта как
условие успешного освоения обучающимися
АООП».
2

Профессиональное
развитие
молодых
педагогов
через
повышение
уровня
их
профессиональной

* Повышение способности молодых педагогов и
учителей, не работавших ранее в школе,
к
профессиональному саморазвитию (100%):
учитель начальных классов - 2021 г. «Институт

компетентности,
современного образования» переквалификация
совершенствование
«Учитель начального общего образования».
результативности
их Диплом.
педагогической деятельности.
В данный момент обучаюсь в ОЧУ ВО «ММА»
Образовательное частное учреждение высшего
образования
«Московская
международная
академия»,
направленность
«Начальное
образование» квалификация бакалавр.
Педагог-психолог - 2021 г. АНО ДПО «Институт
современного образования» «Педагог – психолог в
системе образования: организация и проведение
психолого
–
педагогический
работы
в
образовательных организациях». Диплом.


* Готовность молодых специалистов и учителей,
не работавших ранее в школе, сопровождать
проектную деятельность школьников (66,6%):
учитель физической культуры – индивидуальные
проекты в 10 классах по темам: 2022 г. – 1 чел.:
«Влияние
осанки
на
функционирование
внутренних органов в покое и во время
выполнения двигательных действий"; 2023 г – 1
чел. «ВФСК ГТО: вчера, сегодня, завтра», учитель
начальных классов: «Маленькая история о моей
большой семье»; педагог-психолог: «Песочная
страна».
* Совершенствование молодыми педагогами и
учителями, не работавшими ранее в школе,
индивидуального стиля своей педагогической
деятельности:
презентация
начального
педагогического опыта по индивидуальным темам

работы (100%): учитель физической культуры –
«Методика преподавания уроков физкультуры»;
учитель начальных классов – «Формирование
метапредметных
универсальных
учебных
действий обучающихся на уроках математики»;
педагог-психолог – «Оказание психологической
помощи участникам образовательного процесса в
соответствии
с
целями
и
задачами
образовательного учреждения, способствование
созданию оптимальных условий для реализации
права
каждого
ребенка
на
полноценное
познавательное и личностное развитие».
3

Обеспечение
своевременной
психологической
и
профессиональной
поддержки
начинающих педагогов.

4

Становление профессиональнозначимых качеств и повышение
уровня
профессионального
саморазвития
молодых
специалистов.

* Сохранение контингента молодых специалистов
в школе после второго и третьего годов работы
(100%): учитель физической культуры – стаж 3
года; учитель начальных классов – стаж 2 года;
педагог-психолог – стаж 2 года.
* Каждый учитель продолжит работу по своей
специальности – 100%).
* Активное участие молодых специалистов и
учителей, не работавших ранее в школе,
в
спортивных и педагогических мероприятиях
школы (100%) и МО Красноуфимский округ:
2021г. участие в военно-спортивных играх
«Зарница»; соревнования по пулевой стрельбе
«Командирские стрельбы»
* Созданы педагогические портфолио молодых
специалистов – 100 %.
* Аттестация 3 учителей (100%) на соответствие
занимаемой должности: учитель физической
культуры (01. 11. 2022 г.), учитель начальных

классов (по плану 02. 09. 2023 г.),
психолог (по плану 02. 09. 2023 г.)

педагог-

11

Ресурсы

Перечень необходимых для реализации опыта ресурсов и их источников:
Материальные – финансирование на приобретение материалов для работы и презентаций с
учениками, их поощрений, выездов на мероприятия
Технические – оснащение кабинетов и спортивного зала мультимедийными установками
Человеческие – наставники-предметники9по профилю работы), т е взаимодействие с
коллегами школ района
Транспорт – школьный автобус для выезда на муниципальные мероприятия с обучающимися
школы
Оборудование - материально-техническое обновление базы кабинетов начальных классов,
психолога и спортивного оборудования

12

Сроки и этапы

Ключевые этапы реализации практики
I этап – диагностический этап (сентябрь 2020г. – октябрь 2022г.). На этом этапе проходят
тренинги на знакомство и диагностика особенностей адаптации к работе и профессиональных
затруднений молодых педагогов и учителей, не работавших ранее в школе, для составления
плана работы «Школы молодого специалиста».
II этап – основной этап (октябрь 2020г. – февраль 2023г.).
На этом этапе проходят основные мероприятия для молодых специалистов и учителей, не
работавших ранее в школе, и их наставников, конкурсы профессионального мастерства для
начинающих педагогов, составление и коррекция индивидуальных планов профессионального
развития молодых специалистов.
III этап – контрольно-оценочный этап (март - май 2023г.).
На этом этапе происходит анализ работы ШМС, мониторинг профессиональных затруднений
молодых специалистов и учителей, не работавших ранее в школе, анализ наставнической
деятельности и диагностика готовности молодых педагогов и учителей, не работавших ранее в
школе, к дальнейшему профессиональному развитию.

13

14

Команда практики

Материалы

Наставнические пары – наставник – наставляемый
Наставник
Янгубаева Ольга Аркадьевна,
учитель начальных классов
Тебнева Светлаа Сергеевна,
учитель начальных классов
Сташкина Наталия
Николаевна,
зам директора по УВР
Исмагилова Светлана
Анатольевна,
учитель истории,
обществознания
Приложения

Наставляемый, педагогический стаж
Денисова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов, стаж 1 год
Никишева Анастасия Алексеена,
педагог-психолог, стаж 1 год
Михайлов Андрей Анатольевич,
учитель физкультуры, стаж 2 год

Положение о наставничестве
https://uvakruf.uralschool.ru/upload/scuva_kruf_new/files/a4/53/a453f4e1bad12af61eb9c427871293b2.pdf
Программа наставничества МКОУ "Ювинская СОШ"
https://uvakruf.uralschool.ru/upload/scuva_kruf_new/files/97/b5/97b5f332549e3a0df8ede45978c972de.pdf
Приказ о наставничестве на 2022-2023 уч. г.
https://uvakruf.uralschool.ru/upload/scuva_kruf_new/files/c7/13/c713742ab8bb58ee9b786b478e3fb263.pdf

Дорожная карта проекта
Шаги
Шаг 1

Содержание
работы
Формирование
списка педагогов

Сроки

Промежуточные результаты

Сопровождение внедрения программы команды педагогов
Сентябрь
2020
Наличие списка педагогов
Наставник
Наставляемый, педагогический стаж
2021
Янгубаева Ольга Аркадьевна,
учитель начальных классов
Тебнева Светлана Сергеевна,
учитель начальных классов
Сташкина Наталия Николаевна,
зам директора по УВР
Исмагилова Светлана Анатольевна,
учитель истории, обществознания

Шаг 2

Обучение
педагогов

Август
2021
Май
2023

Шаг 3

Установочное
занятие

Шаг 4

Практикум

Октябрь
2020
2021
Ноябрь
2020
2021
2022

Денисова Людмила Владимировна,
учитель начальных классов, стаж 1 год
Никишева Анастасия Алексеена,
педагог-психолог, стаж 1 год
Михайлов Андрей Анатольевич,
учитель физкультуры, стаж 2 год

Все 3 прошли обучение на КПК и получили удостоверения:
2021 г. ООО «Федерация развития образования» «ФГОС-21. Компетенции
педагогического работника в части обновленных ФГОС: эффективная реализация
общеобразовательных программ и обеспечения личностного развития учащихся»,
2023 г. АНО ДПО «ОЦ Каменный город» «Школа в условиях перехода на
Федеральную образовательную программу» (100%).
«Молодой специалист – объект особого внимания».
Анкетирование по вопросам адаптации молодых педагогов к работе
«Оптимизация выбора методов, приемов и средств обучения при организации
различных видов уроков/занятий» (знакомство с разными формами и приемами
проведения уроков/занятий. Видео-просмотр различных уроков/занятий с
последующим их анализом. Изучение памяток «Примерная структура каждого
типа урока по ФГОС). В качестве примеров использовались нарезки из

видеоматериалов областных конкурсов «Учитель года» и «Воспитать человека»
Шаг 5

Практическое
занятие

Шаг 6

Тренинг

Шаг 7

Деловая игра

Шаг 8

Декада открытой
образовательной
деятельности

Шаг 9

Диагностика
профессиональных
затруднений
молодых
специалистов
(самооценка и
оценка
наставника)
Семинарпрактикум

Шаг
10

Декабрь
2020
2021
2022
Январь
2021
2022
Февраль
2021
2022

Знакомство с разными способами самоанализа и рефлексии уроков/занятий.
Изучение памяток «Самоанализ урока/занятия», «Примерная схема
самоанализа урока по ФГОС».

Март
2021
2022
2023
Апрель
2021
2022
2023

«Урок-дебют! Занятие-дебют!». Взаимопосещение уроков/занятий.
«Открытая трибуна» обобщения опыта совместной работы «Педагогический
дуэт» .

Декабрь
2020
2021
2022

«Методики работы с родителями обучающих/воспитанников» (знакомство с
разными формами и приемами проведения родительских собраний. Мини-тренинг
по общению с родителями. Решение педагогических ситуаций по работе с
родителями обучающих/воспитанников.
Изучение памяток по повышению коммуникативной компетентности молодых
педагогов во взаимодействии с родителями обучающихся/воспитанников).

«Учитель и проблемы дисциплины». Изучение памяток «Меры
экстренного педагогического воздействия при нарушении дисциплины
учеником».
«Я + наставник = опыт».
Представление индивидуальных планов профессионального
становления
молодого специалиста.

.Корректировка индивидуальных планов профессионального
молодого специалиста исходя из результатов диагностики.

становления

Шаг
11

Диагностика

Шаг
12

Подведение
итогов

Май
2021
2022
2023
Июнь
2021
2022
2023

«Особенности индивидуального стиля педагогической деятельности молодых
специалистов (методика А.М. Марковой, А.Я.Никоновой). Рекомендации по
совершенствованию учителем индивидуального стиля своей педагогической
деятельности.
Анализ результатов наставнической деятельности.

ЗДУВР

Сташкина Н. Н.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».