СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………………....3
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса……………………….4
2. Цель и задачи воспитания…………………………………………………….…………….6
3. Виды, формы и содержание деятельности………………………………………….…….11
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»……………………………………...11
3.2. Модуль «Классное руководство и работа с родителями»……………………...14
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительное образование»..18
3.4. Модуль «Школьный урок»…………………………………………………..…..20
3.5. Модуль «Самоуправление и детское общественное объединение»…………...22
3.6. Модуль «Профориентация»…………………………...………………………….26
3.7. Модуль «Школьные и социальные медиа»………………………………………27
3.8 Модуль «Правовое воспитание»……………………………………………..……27
4.Основные направления самоанализа воспитательной работы……...……………31
2
Пояснительная записка
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного
вхождения
школьников
в
социальный
мир
и
налаживания
ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает,
каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с
детьми деятельности.
Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об
образовании в Российской Федерации» (от 29.02 2012 г. № 273-ФЗ), Конвенцией ООН о
правах ребенка, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, федеральными государственными образовательными стандартами начального
и основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России, проектом Примерной программы воспитания,
составленной научными сотрудниками РАО.
В
центре
программы
воспитания
муниципального
казенного
общеобразовательного учреждения «Ювинской средней общеобразовательной школы»
находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС
общего
образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития
России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение
учащимися
обучающихся
личностных
основ
результатов,
российской
указанных
идентичности;
во
ФГОС:
формирование
у
готовность
обучающихся
к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социальнозначимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
Данная программа имеет следующую структуру:
1.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса;
2.
Цель и задачи воспитания;
3.
Виды, формы и содержание деятельности;
4.
Анализ воспитательного процесса.
3
1.
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса
Обучение в ОУ ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее
образование, основное общее образование, среднее общее образование.
МКОУ «Ювинская СОШ» (далее – школа) - это сельская школа, основной состав
обучающихся, в целом, моноэтнический. В школе нет социального педагога, психолога,
качество сети Интернет невысокое. Данные факторы не могут не вносить особенности в
воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда
села более консервативна и традиционна, чем в городе,
сохраняется внутреннее духовное богатство, традиция и культура местных жителей,
бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и
приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду
собственного обитания.
Круг общения детей общирный, но само общение отличается детальным знанием
окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда,
взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в нашем селе учились в этой
школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия жизни
друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и
доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями.
В школе работает школьный краеведческий музей под руководством Филиповой
О.И. Ребята школы активно принимают участие в территориальных, муниципальных и
областных национальных мероприятиях. Приобщение обучающихся к ведущим
ценностям своего народа, к его культуре, языку, традициям и обычаем осуществляется в
соответствии с календарным графиком праздников, обрядов и обычаев народа Мари. В
этом направлении школа сотрудничает с Ювинским ДК и музеем «Изба-Марийское
Подворье».
Дополнительное образование в школе заключается в работе кружков разной
направленности, учитывая возможности школы. Также обучающиеся посещают кружки
художественно-эстетической направленности (Школа искусств с. Криулино), секцию
вольной борьбы (МКОУ Красноуфимский РЦ ДОД). К сожалению, потребности и
желания родителей и детей, возможности образовательной организации совпадают
частично.
В процессе воспитания сотрудничаем с Домом культуры с. Юва, администрацией ТО
Юва, ТКДН и ЗП, ГАУ «ЦСПСД г. Красноуфимска и Красноуфимского района», ПДН.
Процесс воспитания в МКОУ «Ювинская СОШ» основывается на следующих
принципах
взаимодействия
педагогов,
школьников
4
и
родителей
(законных
представителей):
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения
конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка
при нахождении в образовательной организации;
ориентир
на
создание
в
образовательной
организации
психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-
взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его
эффективности.
Основными традициями воспитания в МКОУ «Ювинская СОШ » являются
следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
в школе создаются условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
школьников, а также их социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, секций на установление в них доброжелательных и
товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий
по
отношению
к
детям
защитную,
личностно
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
5
развивающую,
2. Цели и задачи воспитания
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских
школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,
осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в
духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для
нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МКОУ
«Ювинская СОШ» – личностное развитие школьников, проявляющееся:
в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе
1.
этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
2.
развитии их социально значимых отношений);
в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
3.
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).
создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной
4.
личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций народов Урала
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В
связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий
самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения
являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
школьников
позволяет
выделить
в
ней
следующие
целевые
приоритеты,
соответствующие трем уровням общего образования:
1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для
усвоения школьниками социально значимых знаний– знаний основных норм и традиций
того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного
возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям
6
данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и
традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и
традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально
значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее
важным из них относятся следующие:
быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой);
уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную
для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе, подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым
мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать
слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно
относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного
имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу,
отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку
облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему
общественных отношений.
2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования)
таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально
7
значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую
нужно оберегать;
к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным
социальным
партнерам,
с
которыми
необходимо
выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
к
самим
себе
как
хозяевам
своей
судьбы,
самоопределяющимся
и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для
личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его
жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета
в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить
себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте
особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной
позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее
удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования)
8
таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения
школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского
возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего
жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой
жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них
реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе.
Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет
гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в
целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
опыт природоохранных дел;
опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на
улице;
опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных
исследований, опыт проектной деятельности;
опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях,
волонтерский опыт;
опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения
и самореализации.
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными
особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей
цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками
конкретной
возрастной
категории,
предстоит
уделять
первостепенное,
но
не
единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели,
позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему
лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее
налаживать
коммуникацию
с
окружающими,
увереннее
себя
чувствовать
во
взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и
9
разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных
жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках
счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение
следующих основных задач:
реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
вовлекать школьников в кружки, секции, работающие по школьным программам
внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ;
поддерживать
деятельность
функционирующих
на
базе
школы
детских
общественных объединений и организаций;
организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать
их воспитательный потенциал;
организовывать профориентационную работу со школьниками;
организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный
потенциал;
развивать
предметно-эстетическую
среду
школы
и
реализовывать
ее
воспитательные возможности;
организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития
детей.
развивать
волонтерское движения в школе направленное на формирование
активной гражданской позиции, неравнодушного отношения к жизни.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
10
3. Виды, формы и содержание деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания в МКОУ «Ювинская СОШ»
осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы.
Каждое из них представлено в соответствующем инвариантном и вариативном модуле.
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых
принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются,
готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор
календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих
дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в
единый коллектив.
Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к
происходящему в школе.
Важным средством воспитания в МКОУ «Ювинская СОШ» являются традиции, которые
не
только
формируют
общие
интересы,
придают
определенную
прочность
жизнедеятельности школы, но и придают школе то особое, неповторимое, что отличает
школу от других образовательных организаций и тем самым сплачивает коллектив,
обогащая его жизнь.
Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный
характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для
детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые
школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование
окружающего школу социума.
проводимые для жителей села и организуемые совместно с семьями учащихся
спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают
возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную
заботу об окружающих.
На школьном уровне:
общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов
11
знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы.
торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на
следующую ступень образования среднего и старшего звена,
символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную
идентичность детей.
капустники - театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников
с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и
учителей. Они создают в школе атмосферу творчества и неформального общения,
способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы.
церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное
участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах,
значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной
активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу (конкурсы
«Класс года», «Ученик года»).
На уровне классов:
выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел,
ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел;
проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых
дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне
общешкольных советов дела.
На индивидуальном уровне:
вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из
возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих,
декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и
оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими
школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать
хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле
на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
12
Приложение 1
Сводная таблица «Ключевые общешкольные дела»
Сроки
Место
Дела
Классы
проведе
ния
Праздник 1 сентября. Тематические уроки
1-11
сентябрь
ОО
Организация мероприятий, посвященных
Дню солидарности в борьбе с терроризмом:
классные часы и беседы «День памяти
трагедии в Беслане».
«Здравствуй осень золотая» (игровая форма)
1-11
октябрь
ОО
Концерты в честь праздников День Матери,
Международный женский день 8 Марта
1-11
Октябрь, март
ОО
Волонтерская помощь
2-11
День самоуправления на День Учителя,
поздравление ветеранов педагогического
труда
1-11
Октябрь
ОО
«День героя Отечества»
1-11
декабрь
ОО
«Ёлка зажигает огни»
1-11
декабрь
ОО
Областной фестиваль «Мы живём на Урале»
1-11
февраль
Вне ОО
Смотр строя и песни посвященный Дню защ
итника Отечества
1-11
февраль
ОО
2 – 11
январь-февраль
Масленичные забавы
1-4
март
ОО
Вне ОО
ОО
Митинг «Подвигу народа жить в века»
Последний звонок
1-11
1-11
май
май
Вне ОО
ОО
День защиты детей
1-7
июнь
ОО
День России
1-7
июня
ОО
НПК «Первые шаги в науку»
13
Сентябрь-май
ОО
3.2. Модуль «Классное руководство и работа с родителями»
Осуществляя работу с классом, педагог организует работу с коллективом класса;
индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями,
преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными
представителями.
В работу классного руководителя с классом в МКОУ «Ювинская СОШ» входит:
инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
организация интересных и полезных для личностного развития ребенка
совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой,
спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной
направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми
разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с
другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать
для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения
педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности
ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления
школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме,
создания благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и
командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые
классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей,
включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления,
сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса;
реализация проекта «Школьная переменка» - позволяет объединить обучающихся,
по интересам, выявление обучающихся, имеющих организаторские способности,
распределение поручений в группе единомышленников;
выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям
освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
В работу классного руководителя МКОУ «Ювинская СОШ» входит в рамках
индивидуальной работы с учащимися следующие виды и формы деятельности:
изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение
за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых
14
педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих
отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным
проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного
руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а
также (при наличии) – с педагогом-психологом и социальным педагогом.
поддержка
ребенка в
решении
важных
для
него
жизненных
проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии,
вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема
трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить.
индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими
личных портфолио, в которых дети фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
работа с одаренными детьми, учениками, состоящими на всех видах учёта
«группе риска», детьми-инвалидами и ОВЗ;
коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или
законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в
проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе.
В
работу
классного
руководителя
МКОУ
«Ювинская
СОШ»
с
учителями,
преподающими в классе входит:
регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками,
направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
учащимися;
проведение бесед, собраний, направленных на решение конкретных проблем
класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам
возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от
учебной, обстановке;
работа ШМО классных руководителей, совещания при директоре по плану;
привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для
объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Основными видами и формами работы классного руководителя МКОУ «Ювинская
СОШ» с родителями учащихся или их законными представителями являются:
регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их
15
детей, о жизни класса в целом;
помощь
родителям
школьников
или
их
законным
представителям
в
регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения
наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения
их детей;
привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса и
школы;
индивидуальное консультирование при личном запросе;
организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований,
направленных на сплочение семьи и школы.
Приложение 2
Сводная таблица «Основные видами и формами работы
классного руководителя»
Дела
Классы
Сроки
Уровень
Инициирование и поддержка участия класса в
общешкольных ключевых делах, оказание
необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе.
1-11
Сентябрь-май
ОО
вне ОО
Организация интересных и полезных для
личностного развития ребенка совместных дел
с учащимися вверенного ему класса
(познавательной,
трудовой,
спортивнооздоровительной,
духовно-нравственной,
творческой,
профориентационной
направленности)
1-11
Сентябрь-май
ОО
вне ОО
Проведение классных часов
1-11
Сентябрь-май
Сплочение коллектива класса через
-игры и тренинги на сплочение и
командообразование;
-однодневные и многодневные походы и
экскурсии;
-празднования в классе дней рождения детей;
-регулярные внутриклассные «огоньки» и
вечера.
1-11
Сентябрь-май
ОО
вне ОО
ОО
вне ОО
Выработка
совместно со школьниками
законов класса, помогающих детям освоить
нормы и правила общения, которым они
1-11
Сентябрь-май
16
ОО
вне ОО
должны следовать в школе
Изучение особенностей личностного развития
учащихся класса
1-11
Сентябрь-май
ОО
Поддержка ребенка в решении важных для
него жизненных проблем
1-11
Сентябрь-май
ОО
Введение портфолио обучающихся
1-11
Сентябрь-май
ОО
Коррекция поведения ребенка через частные
беседы с ним, его родителями или законными
представителями
1-11
Сентябрь-май
ОО
Консультации
классного руководителя с
учителями-предметниками
1-11
Сентябрь-июнь
ОО
Привлечение
учителей
к
родительских собраниях класса
в
1-11
Сентябрь-май
ОО
Информирование
родителей о школьных
успехах и проблемах их детей, о жизни класса
в целом, с использованием Интернет ресурсов
1-11
В течение года
ОО
Помощь
родителям школьников или их
законным представителям в регулировании
отношений между ними, администрацией
школы и учителями-предметниками.
1-11
В течение года
ОО
Организация
родительских
собраний,
происходящих в режиме обсуждения наиболее
острых проблем обучения и воспитания
школьников
1-11
Сентябрь-май
ОО
Создание и организация работы родительских
комитетов классов, участвующих в управлении
образовательной организацией и решении
вопросов воспитания и обучения их детей.
1-11
Сентябрь-май
ОО
День открытых дверей для родителей класса
1-11
кл.
1-11
кл.
Сентябрь-июнь
ОО
В течение года
ОО
1-11
кл.
В течение года
ОО
участию
Работа специалистов по запросу родителей
для решения острых конфликтных ситуаций
Участие родителей в педагогических
консилиумах,
собираемых
в
случае
возникновения острых проблем, связанных с
обучением и воспитанием конкретного
ребенка
17
3.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание
на
дополнительного
занятиях
образования
в
школьных
МКОУ
курсов внеурочной деятельности и
«Ювинская
СОШ»
осуществляется
преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые
отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
формирование в кружках, секциях, которые могли бы объединять детей и
педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к
другу;
создание в кружках, классах традиций, задающих их членам определенные
социально значимые формы поведения;
поддержку обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой
на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация
воспитательного
дополнительного образования
потенциала
курсов
внеурочной
деятельности
и
в МКОУ «Ювинская СОШ» происходит в рамках
следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие
их
любознательность,
позволяющие
привлечь
их
внимание
к
экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего
общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование
чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного
образования, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного образования, направленные на воспитание у школьников любви к
18
своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности и
дополнительного образования, направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
Трудовая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного
образования, направленные на развитие творческих способностей школьников,
воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Игровая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности
и
дополнительного
образования, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического
потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений
работать в команде.
Приложение 3
Сводная таблица внеурочная деятельность и дополнительного образования
в МКОУ «Ювинская СОШ»
№ п/п
Название курса
Место проведения
9
ОО
1
Избранные
математики
2
Финансовая грамотность
9
ОО
3
Семейные ценности
10
ОО
4
Занимательная математика
2
ОО
5
Занимательная география
ОО
6
Мир информатики
6
9
4
Класс
Место проведения
№п/п
вопросы
Класс
Название кружка
ОО
1
Поделки из всякой всячины
1
ОО
2
Открытая книга
9
ОО
3
Детский
фольклор
3а
ОО
4
Дружина юных пожарных
9
ОО, вне ОО
5
Юные инспектора движения
5
ОО, вне ОО
музыкальный
19
6
На все руки мастер
7
ОО
7
Основы народного танца
3а
ОО
8
История
и
марийского языка
4
ОО
9
Настольный теннис
8
ОО
10
Волонтер
10, 11
ОО
Класс
Место проведения
№п/п
1
№п/п
культура
Название секции
Вольная борьба
2-7
Название отделения
ОО, вне ОО
Класс
Место проведения
2-6
ОО
Художественное
1
ДОО: «Основы
изобразительного искусства»
Примечание: Ежегодно внеурочная деятельность и дополнительное образование
меняется по количеству часов, выбору программ и классов.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Каждый школьник занят обучением и воспитанием в течение 11 лет в среднем 60-70%
всего своего активного времени суток. Это период взросления и социализации. В
школьной жизни центральное место занимает урок. Любой урок как звено системы
обучения обладает определенным воспитательным потенциалом – совокупностью
имеющихся возможностей для воспитания обучающихся.
Реализация школьными
потенциала
педагогами
МКОУ «Ювинская СОШ» воспитательного
урока предполагает следующее:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их
познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
20
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения
по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат
школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию
детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в
классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт
сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что
даст
школьникам
возможность
приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
уважительного
отношения
к
чужим
идеям,
оформленным
в
работах
других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения (участие в конкурсах, выставках, соревнованиях,
научно-практических конференциях, форумах, авторские публикации в изданиях
школьного и муниципального уровня)
Приложение 4
Сводная таблица «Образовательные технологии и формы на уроке»
Дела, формы проведения
Классы
Сроки
Место
проведения
Предметная неделя (открытые уроки).
- Урок-игра;
-урок-путешествие;
- урок-соревнование;
-интегрированные уроки.
ОО
1-4
Сентябрь-май
21
Предметная неделя (открытые уроки).
-урок-дискуссия;
- урок-семинар;
- урок-игра;
-урок-путешествие;
-интегрированные уроки.
-дни предметов (муниципальный)
Сентябрь-май
ОО
5-9
10-11
Вне ОО
Примечание: сроки проведения могут маняться в зависимости от проведения месячника
школьных методических объединений, плана работы школы и МОУО
Формы проведения школьных дел также могут изменяться или дополнятся в
зависимости от мероприятия возраста и класса обучающихся и организации проведения.
3.5. Модуль «Самоуправление и детское общественное объединение»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях
инициативность,
самостоятельность,
ответственность,
трудолюбие,
чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может
трансформироваться (посредством введения функции педагога-организатора) в детсковзрослое самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
через деятельность выборного Совета обучающихся, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия
административных решений, затрагивающих их права и законные интересы;
через деятельность Совета обучающихся, объединяющего командиров классов
для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения
обратной связи от классных коллективов;
через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
организующего
проведение
личностно
значимых
для
школьников
событий
(соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.);
через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;
через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и
курируемой школьным психологом (при наличии или по согласованию) группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе (старшеклассники входят в состав
22
Школьной Службы Медиации).
На уровне классов:
через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса
лидеров (например, командиров, лидеров), представляющих интересы класса в
общешкольных
делах
и
призванных
координировать
его
работу
с
работой
общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;
через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные
направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб
работы с младшими ребятами);
через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему
распределяемых среди участников ответственных должностей.
На индивидуальном уровне:
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой,
комнатными растениями и т.п.
23
Структура Совета обучающихся (схема 1):
Совет обучающихся
(лидеры 5 – 11 кл.)
Комитет
Досуг
Комитет
школьны
е новости
Экологич
еский
комитет
Комитет
правопоря
дка
Комитет
Забота
Спортив
нооздорови
тельный
комитет
Состав актива Совета
старшеклассников
Председат
ель
Секретарь
Член
комитета
досуг
Член
комитета
школьны
е новости
Член
экологичес
кого
комитета
Член
комитет
а Забота
Член
комитет
правопо
рядка
Член
спортивно
оздоровит
ельного
комитета
Обучающиеся школы (5 – 11классы)
Для поддержки развития детского самоуправления на базе МКОУ «Ювинская
СОШ» открывается первичное отделение Российского Движения Школьников.
Данные
детские
общественные
объединения
–
это
добровольные,
самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе детей и
взрослых, объединившихся на основе общности интересов. Их правовой основой
является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных
объединениях" (ст. 5).
с мероприятиях Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы».
Российское движение школьников (РДШ) – общественно-государственная детскоюношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и
воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится объединять и
координировать
организации
лица,
занимающиеся
воспитанием
подрастающего
поколения и формированием личности (Организация создана в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании
24
Общероссийской
общественно-государственной
детско-юношеской
организации
«Российское движение школьников»).
В ОУ 2020 - 2021 году ведется подготовка к внедрению РДШ. Первичные отряды
будут организованы на базе начальных классов школы. Цель такого решения – воспитать
социально активных личностей с раннего детства, воспитать более активное
подрастающее поколение.
Деятельность
школьного
отделения
РДШ
направлена
на
воспитание
подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а
также организацию досуга и занятости школьников. Участником школьного отделения
РДШ может стать любой школьник старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно
принимают решение об участии в проектах РДШ.
РДШ развивает социальную направленность личности обучающегося, привлекает
школьников к различным видам активности, формирует благоприятный микроклимат для
детей в школе, семье, ближайшем социальном окружении. Воспитание в РДШ
осуществляется через направления:
Личностное развитие - участие в городских, региональных или российских
творческих конкурсах: рисунка, вокала, ораторского мастерства, дающих детям
возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить
в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение
общаться, слушать и слышать других; на популяризацию профессий направлены
уроки «ПроеКТОрия»; любовь к здоровому образу жизни прививается на
соревнованиях «Зарница»
Гражданская активность - волонтеры участвуют в мероприятиях, посвященных
Победе и другим событиям, отправляются в социальные и экологические рейды;
оказывают посильную помощь пожилым людям; осуществляют совместную
работу
с
учреждениями
социальной
сферы
(проведение
культурно-
просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих
учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.),
дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения.
Основными формами деятельности членов РДШ являются:
участие в днях единых действий и в совместных социально значимых мероприяти
ях;
коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
информационно-просветительские мероприятия;
25
разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
организация наставничества «Дети обучают детей» и др.
3.6. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию
профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и
ребенка
–
подготовить
школьника
к
осознанному
выбору
своей
будущей
профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные
ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном
мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную
составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку
школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего: классные часы в рамках программы «ПроеКтория»;
профориентационные игры: профориентационные игры Н.В. Пряжникова
http://pedlib.ru/Books/1/0291/index.shtml,
деловые
игры,
квесты,
решение
кейсов
(ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию),
расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной
деятельности;
экскурсии на предприятия, дающие школьникам начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в
средних специальных учебных заведениях и вузах;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение
онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования: онлайн
тестирование;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в
сети интернет: проект «Проэктории», проект «Билет в будущее». Просмотр лекций,
решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых
уроков;
26
индивидуальные консультации педагога-психолога и социального педагога (при
наличии или по согласованию) для школьников и их родителей по вопросам склонностей,
способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут
иметь значение в процессе выбора ими профессии;
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору,
включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов
дополнительного образования.
3.7. Модуль «Школьные и социальные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами
средств распространения текстовой, аудио и видео информации)
– развитие
коммуникативной
общения
культуры
школьников,
формирование
навыков
и
сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный
потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм
деятельности:
школьная интернет-группа по воспитательной работе в ВК «МКОУ «Ювинская
СОЩ», - разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее
интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях. С целью
освещения деятельности образовательной организации в информационном продвижения
ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми,
учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы
https://vk.com/club200220857;
официальный сайт школы https://uva-kruf.uralschool.ru/, через который происходит
информирование детской, родительской и педагогической общественности;
освещение результативности
участия в
общешкольных
ключевых
делах
осуществляется в каждом классе через классный уголок;
совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных
стендов в школе и классах;
участие школьников в различных конкурсах школьных медиа.
3.8. Модуль «Правовое воспитание»
Целью профилактической работы МКОУ «Ювинская СОШ» является создание
условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных
деяний,
сокращение
фактов
безнадзорности,
правонарушений,
преступлений,
совершенных учащимися образовательного учреждения. Основные задачи деятельности
27
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:
проводить
работу
по
предупреждению
безнадзорности,
беспризорности,
правонарушений и антиобщественных действий, совершенных несовершеннолетними;
обеспечивать
защиту
прав
и
законных
интересов
несовершеннолетних,
социально - педагогическую реабилитацию обучающихся, находящихся в социально опасном положении;
выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение
преступлений и антиобщественных действий.
Одними из приоритетных направлений работы в целях профилактики являются:
обеспечение выполнения закона 120-ФЗ «Об основах системы профилактики
безнадзорности
и
правонарушений
несовершеннолетних»
в
образовательном
учреждении;
организация деятельности по своевременному выявлению несовершеннолетних,
с которыми необходима индивидуальная профилактическая работа в соответствии со ст.
5, 6 вышеуказанного закона;
организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков (лагеря
дневного пребывания, трудоустройство несовершенолетних);
работа по обеспечению полной занятости обучающихся во внеурочное время.
В образовательной организации разработано Положение Совета по профилактике.
Осуществляется своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в
социально - опасном положении, а также деятельность по их социально - педагогической
реабилитации или предупреждению совершения ими правонарушений и общественно
опасных деяний.
Деятельность, направленная на выявление несовершеннолетних и семей, находящихся
в социально – опасном положении системна и последовательна. Поэтому данная работа
проводится классными руководителями, заместителем директора по воспитательной
работе совместно (при наличии) с педагогом-психологом и социальным педагогом. На
начальном этапе классный руководитель осуществляет сбор информации об учащихся
по показателям, проводит наблюдения. Именно первичная диагностика является
необходимым инструментом для дальнейшей организации индивидуальной траектории
школьника, где ведущая роль принадлежит классному руководителю.
В отдельных случаях при необходимости к работе классного руководителя
подключается (при наличии) педагог-психолог, который составляет психологопедагогическую карту подростка. В пределах своих компетенций с выявленными
учащимися и их родителями (законными представителями) проводятся индивидуальные
беседы
при
администрации
школы,
оказывается
28
социально-психологическая
и
педагогическая помощь несовершеннолетним и семьям, применяя определенные методы
воспитательного
воздействия.
При
этом,
из
категории
учащихся,
которые
систематически нарушают правопорядок как в школе, так и вне её, а также по
информации, полученной из отделов полиции, формируются списки для представления
на Совет профилактики.
Таким образом, система работы классного руководителя с учащимися, находящимися
на
ИПР
включает
следующие
различные
формы
и
методы
индивидуальной
профилактической работы с учащимися:
изучение особенностей личности подростков, занятия (при наличии) с
психологом по коррекции их поведения;
посещения на дому с целью контроля над подростками, их занятостью в
свободное от занятий время (по запросу и сложившейся ситуации);
посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся к занятиям;
(при
наличии)
психолого-педагогическое
консультирование
родителей,
учителей-предметников с целью выработки подходов к воспитанию и обучению
подростков;
индивидуальные и коллективные профилактические беседы с подростками;
вовлечение подростков в общественно-значимую деятельность через реализацию
воспитательно-образовательных программ и проектов;
вовлечение обучающихся в систему объединений дополнительного образования
и внеурочной деятельности с целью организации занятости в свободное время.
Как указывалось выше, одно из значимых звеньев в данной работе – Совет
профилактики школы, в который входят представители администрации образовательной
организации, Совета родителей,
Совета обучающихся, сотрудники ПДН, классные
руководители, (при наличии) социальный педагог, педагог-психолог. Совет по
профилактике осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Совете
по профилактике.
Целью работы данного профилактического органа является оказание своевременной и
квалифицированной помощи детям, подросткам и (или) их семьям, попавшим в сложные
социальные, семейные ситуации.
Задачи работы:
профилактика безнадзорности правонарушений среди обучающихся в школе;
обеспечение механизма взаимодействия школы с правоохранительными органами,
представителями
муниципальных
лечебно-профилактических,
центров
и
других
образовательных
организаций
безнадзорности правонарушений, защиты прав детей;
29
по
вопросам
учреждений,
профилактики
оказание помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания
детей.
Межведомственное взаимодействие между школой и органами профилактики
является одним из наиболее значимых условий эффективности индивидуальной
коррекционной работы, социальной, психологической и педагогической поддержки, т.к.
осуществляется комплекс мероприятий, направленных на правовое просвещение
обучающихся, проведении программных мероприятий по нравственному воспитанию,
объединении усилий всех организаций, учреждений и служб, заинтересованных в
решении проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Межведомственное взаимодействие между МКОУ «Ювинская СОШ» и органами
профилактики:
Территориальная
комиссия
Красноуфимского
района
по
делам
несовершеннолетних и защите прав;
Отдел опеки и попечительства;
Подразделение по делам несовершеннолетних ММО МВД РФ «Красноуфимский»;
ГАУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Красноуфимска и
Красноуфимского района»;
30
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
Главная особенность эффективности развития воспитательной деятельности МКОУ
«Ювинская СОШ» заключается в объективности и надежности критериев и показателей,
отражающие целостную картину деятельности. Поэтому надежность и объективность
критериев и показателей обеспечивается сопоставлением всех видов информации в
процессе исследования. Каждый из них отражает определенную сторону исследуемой
реальности: субъективные представления, осознаваемые и не осознаваемые процессы.
Анализ воспитательной деятельности в образовательной организации осуществляется
ежегодно силами педагогов и администрацией. В качестве основных способов получения
информации по каждому критерию используются: экспертная оценка, оценка педагогами,
родителями, детьми. Применением опросных методов обусловлено не только легкостью
и
простотой
получения
нужных
сведений,
возможностью
проведения
как
индивидуальных, так и групповых исследований, значительно сокращающих временные
затраты на исследование. Широта применения нами опросных методов связана, прежде
всего, с высокой диагностической и прогностической надежностью.
Следующий путь получения нами данных для оценки деятельности учреждения –
использование тестов. Надежность тестов более высокая, чем наблюдения, потому, что
они лишены свойственной указанным методам субъективности. Объективность тестов
обеспечило нам относительную независимость первичных показателей, их оценки и
интерпретации от личностных и научных установок, субъективных суждений педагогов и
родителей. Таким образом, повышение надежности и объективности результатов
деятельности
учреждения,
связано
с
целостным
подходом
и
одновременным
использованием методик, выявляющих различные аспекты, что позволяет видеть процесс
деятельности учреждения в целом, в контексте его индивидуальной истории.
Таким образом, для проверки эффективности воспитательной деятельности МКОУ
«Ювинская СОШ» будет использован комплекс теоретических и эмпирических методов
исследования:
общетеоретические методы - анализ психолого-педагогической и социологическ
ой литературы по проблеме исследования, анализ опубликованных в периодических изда
ниях новейших педагогических и психологических исследований; изучение и обобщение
передового социально-педагогического опыта; анализ практических программ, построен
ие гипотез, прогнозирование, моделирование.
эмпирические методы – анкетирование; наблюдение; тестирование; беседы и опро
сы детей, воспитателей, педагогов, родителей и других специалистов; изучение документ
ов; анализ продуктов деятельности детей и педагогов (коллективно и индивидуально вып
олненные изделия, рисунки, творческие работы, дневники и т.д.).
31
Анализ организуемого в МКОУ «Ювинская СОШ» воспитательной деятельности
проводится с целью выявления основных проблем воспитания и последующего их
решения.
Основными
принципами,
на
основе
которых
осуществляется
самоанализ
воспитательной работы в школе, являются:
принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам,
реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экс на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как
содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между
школьниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий на
использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности
педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования
своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности.
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие
школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует
наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемой воспитательной деятельности в
МКОУ «Ювинская СОШСОШ» являются:
Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей (какова динамика л
ичностного развития детей каждого класса, группы; какие прежде существовавшие проб
лемы личностного развития и удалось ли их решить; какие проблемы решить не удалось
и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать)
Воспитательная деятельность педагогов (испытывают ли педагоги затруднения в
определении цели и задач своей воспитательной деятельности; испытывают ли они проб
лемы с реализацией воспитательного потенциала их совместной с детьми деятельности;
стремятся ли они к формированию вокруг себя привлекательных детско-взрослых общно
стей; доброжелателен ли стиль их общения с детьми; складываются ли у них доверитель
ные отношения с разными возрастными группами детей; являются ли они для своих восп
итанников значимыми взрослыми людьми)
32
Управление воспитательной деятельностью (имеют ли педагоги четкое представ
ление о нормативно-методических документах, регулирующих воспитательную деятельн
ость в школе, о своих должностных обязанностях и правах, сфере своей ответственности;
создаются ли администрацией условия для профессионального роста педагогов в сфере
воспитания; поощряются ли педагоги за хорошую воспитательную работу с детьми)
Ресурсное обеспечение воспитательной деятельности (материальные ресурсы, кад
ровые ресурсы, информационные ресурсы, необходимые для организации воспитательно
й деятельности, учет реальных возможностей; какие имеющиеся ресурсы используются
недостаточно; какие нуждаются в обновлении)
Итогом анализа организуемой воспитательной деятельности в МКОУ «Ювинская СОШ»
является
перечень
выявленных
проблем,
над
которыми
предстоит
работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.
Приложение 5
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Основные
направления
самоанализа
воспитательной
работы Модуль
Ключевые
общешкольные дела
Реализация
модуля
через
критерии
Критерии
Способы
получения
информации
(инструмент)
1,2,3,4,5,7
1.
Динамика личностног -Педагогическое наб
о развития
людение
Классное руководство
и работа с родителями
2,3,4,7
Курсы внеурочной
деятельности
идополнительное
образование
1,2,3,4,6,7
Школьный урок
1,3,4,5,7
Самоуправление и
детское общественное
объединение
1,2,3,7
Профориентация
1,2,3,7
Школьные и
социальные медиа
1,2,3,7
2.
Качество реализуемо -Анкетирование
й в школе совместной деяте
льности уч-ся и педагогов.
-Тестирование
3.
Динамика показателе
й общей социализированнос -Сотрудничество с у
зкими специалистам
ти
и, родителями
4.
Динамика сформиров
анности классного и общеш -График активности
кольного коллектива
участия обучающих
5.
Динамика удовлетвор ся и родителей в дел
енности детей и родителей к ах класса, школы
ачеством образования и восп
-Собеседование
итания в школе
Правовое воспитание
1,2,3,4,7
6.
Показатель вовлечен -Диагностика уровн
ности родителей в совместн я воспитанности обу
ую деятельность
чающихся
7.
Результаты воспитани
-Социометрия
я через анализ классного рук
оводителя и заместителя дир -Мониторинги обуча
ектора по воспитательной ра ющихся и родителей
боте
33
34