1.2. В Положении учтены действующие в России система федерального государственного
контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества
образования; национальные исследования качества образования и международные
сопоставительные исследования качества образования.
1.3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
1.3.1. Мониторинг качества образования – это форма организации, сбора, хранения,
обработки и распространения информации о деятельности системы образования,
обеспечивающая непрерывное пролонгированное отслеживание ее состояния в целях
выявления соответствия (или несоответствия) ее развития и функционирования заданным
целям и своевременного принятия объективных управленческих решений по коррекции
образовательной деятельности и созданных для нее условий на основе анализа собранной
информации и педагогического прогноза.
1.3.2. Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и
подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным
стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется
образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (п. 29 ст. 2 Федерального закона № ФЗ273).
1.3.3. Педагогическая система – это совокупность взаимосвязанных структурных
компонентов, которые объединены одной образовательной целью, направленной на
достижение планируемых результатов.
1.4. Внутренний мониторинг качества образования (далее – мониторинг) организует
администрация ОО.
1.5. Мониторинг представляет собой часть ВСОКО. Это непрерывное наблюдение за
фактическим состоянием педагогической системы ОО для анализа происходящих в ней
изменений, выявления факторов, которые влияют на достижение качества образования и
принятие обоснованных управленческих решений.
2. Цель и задачи, объекты и субъекты мониторинга
2.1. Цель мониторинга – путем сбора, обобщения и анализа информации о состоянии
педагогической системы определить направления развития образовательной деятельности в
соответствии с требованиями ФГОС уровней общего образования и принять обоснованные
управленческие решения, направленные на повышение качества образования и
способствующие достижению обучающимися планируемых результатов образования.
2.2. Для достижения поставленной цели администрации и педагогическому коллективу
предстоит решить задачи:
сформировать механизм единой непрерывной системы сбора, обработки и
хранения информации о состоянии образовательной деятельности ОО;
разработать и реализовать алгоритм анализа данных о состоянии образовательной
деятельности;
скоординировать деятельность всех субъектов мониторинга;
своевременно выявлять динамику и основные тенденции в развитии
педагогической системы ОО;
выявлять действующие на качество образования факторы, принимать меры по
минимизации действия негативных факторов и устранению их последствий,
предупреждать негативные тенденции в организации образовательной
деятельности;
прогнозировать развитие важнейших процессов на уровне ОО на основе анализа
полученных данных, принимать управленческие решения по результатам
мониторинга;
оценивать эффективность и полноту реализации методического обеспечения
образовательной деятельности.
2.3. Объекты мониторинга:
образовательная деятельность – реализация ООП по уровням общего образования;
результаты освоения ООП, то есть образовательные результаты обучающихся;
образовательные ресурсы (кадровое, финансовое, материально-техническое,
методическое обеспечение и др.).
2.4. В объектах мониторинга администрация и педагогический коллектив ОО выделяют
компоненты, которые позволяют отследить выполнение требований ФГОС и ФОП по
уровням общего образования, и ориентируются на основные направления качества
образования (качество образовательных результатов обучающихся; качество реализации
образовательной деятельности, качество условий, обеспечивающих образовательную
деятельность).
2.5. Субъектами мониторинга выступают администрация и педагогические работники ОО.
2.6. Основными потребителями результатов мониторинга являются: администрация и
педагогические работники ОО, обучающиеся и их родители (законные представители),
представители общественности и др.
3. Организация и технология мониторинга
3.1. Планирование, формы, направления, процедура проведения и технология мониторинга
определяются администрацией ОО.
3.2. Для построения системы показателей и параметров мониторинга используются
показатели и параметры федеральной и региональных систем оценки качества образования.
3.3. Основными принципами реализации мониторинга являются:
объективность получаемой информации;
оперативность сбора, обработки информации и принятия административных
решений;
целостность процесса контроля;
открытость информации о результатах мониторинга.
3.4. Планирование мониторинга осуществляет заместитель директора ОО по учебной
работе (далее – заместитель директора по УР). Заместитель директора ОО по УР составляет
программу мониторинга, в которой определяются сроки проведения мониторинга,
его структура и перечень процедур.
3.5. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных
информационно-коммуникационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения
и использования информации.
3.6. Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:
определение и обоснование объекта мониторинга;
информирование участников образовательных отношений о проведении
мониторинга;
сбор данных, используемых для мониторинга;
структурирование баз данных, обеспечивающих хранение и оперативное
использование информации;
обработка полученных данных в ходе мониторинга;
анализ и интерпретация полученных данных в ходе мониторинга;
подготовка документов по итогам анализа полученных данных;
ознакомление потребителей с результатами мониторинга.
3.7. Методы сбора информации:
диагностические работы;
наблюдение;
изучение документов;
посещение уроков;
анкетирование;
тестирование;
беседа;
интервьюирование;
самооценка.
3.8. Обработка и накопление информации, полученной в ходе мониторинга, проводится
заместителями директора ОО по УВР и ВР. Заместитель директора ОО по УР
систематизирует результаты мониторинга в электронном виде в форме таблиц, диаграмм,
измерительных шкал, в текстовой форме.
3.9. В технологии анализа полученных данных в рамках мониторинга применяются методы
описательной статистической обработки.
3.10. Содержание мониторинга включает основные показатели, по которым идет сбор
информации. Показатели определяет администрация ОО с учетом нормативных правовых
актов федерального, регионального и муниципального уровней, а также с учетом
особенностей ОО (контингента, условий и т. д.).
3.11. Общеметодологическими требованиями к инструментарию мониторинга являются:
валидность,
апробированность,
надежность,
удобство
использования
и
стандартизированность.
3.12. В процессе мониторинга оцениваются собираемые данные по совокупности
показателей и параметров, характеризующих основные аспекты качества образования.
3.13. Процедура измерения, используемая в рамках мониторинга, направлена на
установление качественных и количественных характеристик объекта.
3.14. Основными инструментами, позволяющими дать качественную оценку
образовательной деятельности ОО, являются анализ изменений характеристик во времени
(динамический анализ) и сравнение одних характеристик с аналогичными в рамках
педагогической системы (сопоставительный анализ).
3.15. По итогам анализа полученных данных в рамках мониторинга готовятся
соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения
руководителя ОО, органов управления образованием, педагогического коллектива ОО,
родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся.
3.16. Результаты мониторинга являются основанием для принятия обоснованных
управленческих решений администрацией ОО.