Рабочая программа воспитания обучающихся СОО - 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МКОУ «Ювинская СОШ» (далее — Программа
воспитания) разработана на основе Федеральной рабочей программы воспитания для
общеобразовательных организаций. Данная программа основывается на единстве и
преемственности образовательного процесса всех уровней общего образования,
соотносится с рабочими программами воспитания для образовательных организаций
дошкольного и среднего профессионального образования. Рабочая программа
воспитания разработана в соответствии с п. 33.1 ФГОС СОО п.ЗЗ.1 ФГОС-2021 , п.
3.4.16 СП 2.4.3648-20) и определяет структуру, форму проведения и объем часов.
Программа воспитания:

•

предназначена для планирования и организации системной воспитательной
деятельности в МКОУ «Ювинская СОШ»;

•

разработана с участием коллегиальных органов управления МКОУ
«Ювинская СОШ» в том числе Совета обучающихся, родительского совета, и
утверждена педагогическим советом школы;

•

реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой
совместно с семьей и другими участниками образовательных отношений,
социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым
в российском обществе на основе российских базовых конституционных
норм и ценностей;

•

предусматривает историческое просвещение, формирование российской
культурной и гражданской идентичности обучающихся.

Программа воспитания включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
В соответствии с особенностями МКОУ «Ювинская СОШ» внесены изменения
в содержательный и организационный разделы программы воспитания. Изменения
связаны с особенностями организационно-правовой формы, контингентом
обучающихся и их родителей (законных представителей), направленностью
образовательной программы,
учитывающей этнокультурные интересы, особые
образовательные потребности обучающихся.

1. Целевой раздел
1.1. Содержание воспитания обучающихся в МКОУ «Ювинская СОШ» определяется
содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей,
которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
12. Воспитательная деятельность в МКОУ «Ювинская СОШ» планируется и
осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере
воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
2

является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями,
способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой
к мирному созиданию и защите Родины.
1.З. Цель воспитания обучающихся в МКОУ «Ювинская СОШ»

•

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации
на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства;

•

формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,
закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
1.4. Задачи воспитания обучающихся в МКОУ «Ювинская СОШ»:

•

усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций, которые выработало российское общество
(социально значимых знаний);

•

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,
ценностям, традициям (их освоение, принятие);

•

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям,
традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний;

•

достижение
личностных
результатов
освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС СОО.

1.5. Личностные результаты
программ включают:

освоения обучающимися образовательных

осознание российской гражданской идентичности;
сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МКОУ «Ювинская СОШ» планируется и
осуществляется
на
основе
аксиологического,
антропологического,
культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного
подходов и с учетом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному
примеру, безопасной жизнедеятельности, возрастосообразности.
3

1.6. Направления воспитания.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
МКОУ «Ювинская СОШ» по основным направлениям воспитания в соответствии
с ФГОС СОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями
и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в
части:
1.
Гражданского воспитания, способствующего формированию российской
гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской
Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и
субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам
и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
2.
Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному
краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического сознания,
российской культурной идентичности.
З. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры
народов России, традиционных религий народов России, формирование
традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты,
милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к
памяти предков.
Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической
культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

4.

Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры
здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного
поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.

5.

Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду,
трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся
результатов в профессиональной деятельности.

6.

Экологического воспитания, способствующего формированию экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на
основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды.

7.

Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к
познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,

8.

4

качественного образования с учетом личностных интересов и общественных
потребностей.
1 Целевые ориентиры результатов воспитания.
Требования к личностным результатам освоения обучающимися ООП ООО
установлены ФГОС СОО.
На основании этих требований в данном разделе представлены целевые ориентиры
результатов в воспитании, развитии личности обучающихся, на достижение
которых должна быть направлена деятельность педагогического коллектива для
выполнения требований ФГОС СОО.
Целевые ориентиры определены в соответствии с инвариантным содержанием
воспитания обучающихся на основе российских базовых (гражданских,
конституциональных) ценностей, обеспечивают единство воспитания, воспитательного
пространства.
Целевые ориентиры результатов воспитания направлены :.

Гражданское воспитание:

•

знающий и принимающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе;

•

понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа
России, тысячелетней истории российской государственности на основе
исторического просвещения, российского национального исторического
сознания;

•
•

проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам;

•

выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе;

•

принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
том числе самоуправлении, ориентированный на участие в социально
значимой деятельности.

проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России,
реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод,
законных интересов других людей;

Патриотическое воспитание:

•

сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой
народ, его традиции, культуру;
проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и
других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям
народов, проживающих в родной стране;
проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России;
5

знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности;
принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.

Духовно-нравственное воспитание:

•

знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учетом
национальной, религиозной принадлежности);

•

выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских
духовнонравственных ценностей и норм с учетом осознания последствий
поступков;

•

выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков, поведения,
противоречащих традиционным в России духовно-нравственным нормам и
ценностям;

•

сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условиях
индивидуального и общественного пространства, значение и ценность
межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в России,
умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий;

•

проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным
ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания
семьи, рождения и воспитания детей;

•

проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.

Эстетическое воспитание:

•

выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве;

•

проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их
влияния на поведение людей;

•

сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве;

•

ориентированный на самовыражение
художественном творчестве.

в

Физическое
воспитание,
формирование
эмоционального благополучия:

•

разных

видах

культуры

искусства,

в

здоровья

понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных
усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной среде;

6

и

•

выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность);

•

проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья;

•

умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (свое и других
людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием;

•

способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям.

Трудовое воспитание:

•

уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей;
проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний;
сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой
деятельности
на
протяжении
жизни
для
успешной
профессиональной самореализации в российском обществе; участвующий в
решении практических трудовых дел, задач (в семье, общеобразовательной
организации,
своей
местности)
технологической
и
социальной
направленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
выражающий готовность к
осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования
и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов,
потребностей.

Экологическое воспитание:

•

понимающий значение и глобальный характер экологических проблем, путей
их решения, значение экологической культуры человека, общества;

•

сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

•

выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе;
ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих поступков
и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

•

участвующий в практической деятельности экологической, природоохранной
направленности.

Ценность научного познания:

•

выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учетом индивидуальных интересов, способностей, достижений;

•

ориентированный в деятельности на научные знания о природе и обществе,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

7

•

развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде);

•

демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественно-научной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.

2. Содержательный раздел
2.1. Уклад образовательной организации
В данном разделе раскрываются основные особенности уклада МКОУ
«Ювинская СОШ». Уклад задает порядок жизни школы и аккумулирует ключевые
характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса. Уклад МКОУ
«Ювинская СОШ» удерживает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые
ценности, определяет условия и средства воспитания, культурное и эстетическое
содержание, интеллектуальные возможности каждого участника образовательных
отношений отражающие самобытный облик МКОУ «Ювинская СОШ» и ее репутацию
в окружающем образовательном пространстве, социуме.
Характеристики уклада, особенности условий воспитания в МКОУ
«Ювинская СОШ».
МКОУ «Ювинская СОШ» - это сельская школа, основной состав обучающихся, в
целом, моноэтнический. В школе нет социального педагога, психолога, качество сети
Интернет невысокое.
Данные факторы не могут не вносить особенности в
воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны.
Социокультурная среда села более консервативна и традиционна, чем в городе,
сохраняется внутреннее духовное богатство, традиция и культура местных жителей,
бережное отношение к Родине и природе. Сельская природная среда естественна и
приближена к людям. Наш школьник воспринимает природу как естественную среду
собственного обитания.
Круг общения детей обширный, но само общение отличается детальным знанием
окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется
уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда,
взаимопомощь. Практически все педагоги школы родились в нашем селе учились в
этой школе, теперь работают в ней. Знают личностные особенности, бытовые условия
жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению
доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их
родителями.
В 1–11-х классах школы обучается 122 обучающихся. В основном это
семьи из малообеспеченных семьей.
- по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и
его уровня подготовки к обучению в школы Имеются обучающиеся с ОВЗ,
которые обучаются инклюзивно в общеобразовательных классах (1-5,6а,7-9 классы,
а также в отдельных классах- 6 б по программам коррекционно-развивающей
направленности;
8

Источниками положительного влияния на детей являются, прежде всего,
педагоги школы, которые грамотно организуют образовательный процесс, о чем
свидетельствует позитивная динамика результатов деятельности по обеспечению
качества образования. Команда администрации имеет достаточно большой
управленческий опыт и квалификацию. Педагоги школы — специалисты с
продуктивным опытом педагогической практики и молодые педагоги с достаточно
высоким уровнем творческой активности и профессиональной инициативы. В
педагогической команде имеются квалифицированные специалисты, необходимые
для сопровождения всех категорий обучающихся в школе.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети,
компьютерные игры, а также отдельные родители с низким воспитательным
ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего ребенка.
Образовательная организация испытывает социально-культурные и
образовательные дефициты в доступности от образовательных, культурных,
спортивных и социальных учреждений Красноуфимского района и Свердловской
области. Но на протяжении многих лет выстроила социальное партнерство с
организациями:
Общеобразовательные организации МО Красноуфимский округ;
МБОУ Красноуфимский РЦ ДОД;
Ювинский СДК;
Марийская изба;
Ювинская сельская библиотека;
Ювинский ТО;
ФАП Юва;
Сотрудничество и взаимодействие с партнёрами проявляется в совместной
реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в сохранении
традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая деятельность
расширяет круг общения всех участников образовательного процесса, позволяет
учащимся получить социальный опыт, способствует развитию личностного
потенциала, расширяет мировоззрение. Принимаем участие в проектах, конкурсах
и мероприятиях общественной детско-юношеской организации «Российское
движение школьников» (региональное и муниципальное отделения РДШ).
Цель МКОУ «Ювинская СОШ» в самосознании педагогического
коллектива: воспитание высоконравственных, творческих, компетентных граждан
России, принимающих судьбу Отечества как свою личную, осознающих
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и
культурных традициях многонационального народа России.
В нашей школе существуют традиции: линейка, посвященная Дню
знаний и Последнему звонку, день самоуправления в честь Дня учителя,
новогодние огоньки, посвящение в защитники Отечества, «Широкая масленица»,
торжественные концерты, посвященные Дню Матери и ко Дню Победы. Эти
концерты стали традицией школы, родители отмечают значимость данных
мероприятий, на концерт приходят целыми семьями, со знакомыми и гордятся
уровнем проведения таких мероприятий. Традиции школы:стержнем годового
цикла воспитательной работы школы являются основные школьные дела, через
которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических
работников;
9

- важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогических работников и обучающихся
является коллективность процессов — коллективная разработка, коллективное
планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
- в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами,
поощряется
конструктивное
межвозрастное
взаимодействие
обучающихся, а также их социальная активность;
- педагогические работники школы ориентируются на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
- ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Значимые для воспитания Всероссийские проекты и программы, в которых
МКОУ «Ювинская СОШ» принимает участие:
1. РДДМ «Движение первых».
2. Спортивный школьный клуб.
3. Навигатор Детства
Традиции и ритуалы: еженедельная организационная линейка с поднятием
государственного флага РФ и школьного знамени; посвящение в первоклассники,
посвящение в пятиклассники.
Школа организует вариативные курсы естественно -научной грамотности:
В рамках программы школьники изучают природоохранные объекты
Свердловской области и его окрестностей и возможности использования этих
территорий в качестве экологообразовательных площадок с обеспечением их
сохранения. В результате участия школы в данной практике увеличилсяохват детей
дополнительным образованием естественно-научной направленности. Ребята
участвуют научно-исследовательских проектах, защищают их на должном уровне.
Проблемные зоны, дефициты, препятствия достижению эффективных
результатов в воспитательной деятельности:
1. Сотрудничество с родителями — слабый отклик родительской
общественности на призыв школы к решению проблем организации
воспитательногопроцесса.
2. Проблемы коммуникации родителей и классных руководителей —
личное общение часто заменяется сообщениями в мессенджерах, что понижает
эффективность решения проблем.
3. Учащиеся не активно участвуют в общественной жизни школы,
мотивируют, что нужно готовиться к сдаче ЕГЭ.
Пути решения вышеуказанных проблем:
1. Привлечение родительской общественности к планированию,
организации, проведению воспитательных событий и воспитательных дел, а также
их анализу.
2. Поощрение деятельности активных родителей.
3. Внедрение нестандартных форм организации родительских собраний и
10

индивидуальных встреч с родителями.
4. Гибкое расписание по подготовке к сдаче ЕГЭ, консультированию и
составлению индивидуальных расписаний.
Нормы этикета обучающихся МКОУ «Ювинская СОШ»:

1. Соблюдай график посещений, приходи за 10–15 минут, не опаздывай к

началу занятий. Если опоздал, вежливо извинись, спроси разрешения
учителявойти в класс и пройти к своему рабочему месту.
2. Всегда приветствуй учителя, одноклассников, друзей и работников
школы.
3. Следи за внешним видом: твоя одежда должна быть чистой и удобной,
прическа — опрятной.
4. Имей при себе сменную обувь. Верхнюю одежду оставляй в раздевалке,
повесь ее на вешалку. Уличную обувь поставь аккуратно рядом с вешалкой.
5. Все необходимое для занятий приготовь заранее — тетради, учебники,
письменные и чертежные принадлежности.
6. Держи рабочее место в порядке, следи за чистотой парты.
7. На уроке веди себя тихо, не разговаривай, не ходи по классу без
разрешения. Во время урока отключи звук мобильного телефона и не доставай его.
8. Если в класс вошел педагог, нужно встать в знак приветствия.
9. Не перебивай учителя и одноклассника. Говори, только когда тебя
спрашивают. Если хочешь что-то спросить, подними руку.
10. Отвечай на поставленные вопросы учителя внятно, громко, уверенно.
Во время обучения будь внимательным, слушай, думай, старайся.
11. На перемене не нужно бегать, кричать и драться, свистеть, толкать
других учеников.
12. Будь вежливым, не груби ни взрослым, ни детям. Неприличные словаи
жесты недопустимы.
13. Береги школьное имущество, ни в коем случае не порть его.
14. Чисто там, где не мусорят. Уважай труд работников школы.
15. Помогай младшим, не стесняйся просить помощи у старших.

2.2. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности в этом разделе
запланированы и представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и
содержание воспитательной работы в рамках определенного направления
деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным
потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа МКОУ «Ювинская СОШ» представлена в рамках
основных (инвариантных) модулей: «Основные школьные дела», «Классное
руководство», «Урочная деятельность», «Внеурочная
деятельность»,
«Внешкольные мероприятия», «Предметно-пространственная среда», «Работа с
родителями»,
«Самоуправление»,
«Профилактика
и
безопасность»,
«Социальное партнерство», «Профориентация».

11

Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности, аудиторных
занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
• максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
российского исторического сознания на основе исторического
просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий,
вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
• включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в
определении воспитательных задач уроков, занятий;

•

включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;

•

выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью
и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания;
реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

•

привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на
уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;

•

применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий,
дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в
команде, способствует развитию критического мышления;

•

побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;

•

организацию
наставничества
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с
особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся
социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

•

• инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов
воспитательной направленности.

Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в
рамках выбранных ими курсов (далее ВД), дополнительных общеобразовательных
12

общеразвивающих программ (далее – ДООП)
- курсы, занятия патриотической, гражданско-патриотической, военнопатриотической, краеведческой, историко-культурной направленности:
ВД «Разговоры о важном», ВД «Орлята России», ВД «Россия-мои горизонты», ВД
«Я, ты, он, она – вместе целая страна»;
- курсы, занятия духовно-нравственной направленности по религиозным культурам
народов России, основам духовно-нравственной культуры народов России,
духовно-историческому краеведению цикл занятий: ДООП «Активисты школьного
музея»; ВД «Беседы о русской стилистике и культуре речи. Работа с текстом», ВД
« Открытая книга»;
курсы, занятия познавательной, научной, исследовательской, просветительской
направленности: ВД «Функциональная грамотность», ВД «Избранные вопросы по
математике», ВД «Математическая грамотность», ВД «География Свердловской
области», ВД «Решение задач по физике», ВД «Ведение в химию», ВД «Секретные
материалы твоего здоровья», ВД «Финансовая грамотность»,ВД «Час профессий», ВД
«ПСНРЗ»,
- курсы, занятия экологической, природоохранной направленности:
- курсы, занятия в области искусств, художественного творчества разных
видов и жанров: ДООП «Детский музыкальный фольклор»,
ДООП
«Волшебная кисточка» ДООП «Поделки из всякой всячины»
- курсы, занятия оздоровительной и спортивной направленности: ВД «Спортивные
игры», ВД «Подвижные игры»;
-курсы, занятия социально-гуманитарная направленности: ДООП «Волонтёр».
План внеурочной деятельности НОО по ФОП на 2023/24 учебный год
Форма реализации
направления
внеурочной
деятельности
ДуховноВД
нравственное «Разговор о важном»
ВД
«Орлята России»

Направления

Музейные уроки и
экскурсии,
тематические
линейки.
Библиотечные уроки
Общеинтелле Функциональная
ктуальное
грамотность
Занимательная
математика

Ответственн Классы
ый
1
2
Классные
руководители 1/33ч
Классные
руководители 1/33ч

3

4

1/34ч

1/34ч

1/34ч

1/34ч

1/34ч

1/34ч

Педагог0,25/9ч 0,25/9ч
организатор
Руководитель
музея
библиотекарь
Классные
руководители

1/34ч

0,25/9ч

1/34ч

Классный
руководитель

Общекультур Школьные концерты, Классные
ное
фестивали,
руководител
и,
культпоходы,
13

0,25/9ч

1/34ч
1/34ч

0,25/9ч 0,25/9ч

0,25/9ч

0,25/9ч

творческие выставки, педагогКТД
организатор
Советник
директора по
воспитанию
СпортивноПодвижные игры
Учительфизи
оздоровитель
ческой
ное
культуры
Благотворительные
Классные
Социальное
и
социальные
руководите
акции, акции по
ли, педагогуборке
и
организатор
благоустройству
Советник
территории
директора
по
воспитанию
Всего в неделю
Всего в год

1/33ч

1/34ч

1/34ч

0,25/9ч 0,5/17ч

0,25/9ч

3,75
126

5
171

4,75
163

1/34ч

0,25/9ч

5,75
197

План внеурочной деятельности ООО по ФОП на 2023/24 учебный год
Направление

Форма

Программа

организации
внеурочной
деятельности

внеурочной
деятельности

1Внеурочные занятия «Разговоры
патриотической,
нравственнойи
экологической
тематики
«Россия
моигоризонты
»
«Я, ты, он,
а
–
вместе
целая
страна»
« Открытая книга»
Внеурочная
деятельность
по

14

Классы/часы

оРазговор
важном»

5

6а 7

8

9

1

1

1

1

1

1

1

2

1

и
либеседа
обучающимися
Курс

с

курс

1

Курс

–

1

–

1

учебным предметам «ПСНРЗ»
образовательной
программы
«Избранные
вопросы
математике»

Курс

–

–

–

1

Курс

_

_

_

_

1

«Математическая
грамотность»

К рс

1

–

_

_

_

«География
Свердловской
области»

Курс

_

_

_

–

2

«Решение задач по Курс
- 1 _
физике»
вформате продвинутого курса

_

по

в Курс
_ _
испортивные состязания

«Ведение
химию»

«Секретные
Курс
материалы твоего
здоровья»
Внеурочная
деятельность
по
формированию
функциональной
грамотности
(читательской,
математической,
естественно-научн ой,
финансовой)
Внеурочная
деятельность по
развитию личности, ее
способностей,
удовлетворению
образовательных
потребностей
и
интересов,
самореализации
обучающихсяв
том
числе
одаренных
Внеурочная
деятельность
по
организации
деятельности

_

1

_

Курс

«Финансовая
грамотность»

_

_

1

_

1

1

1

_

п
оинформатике

«Час профессий»

Курс
кпрофессии»

«Совет
старшеклассников
»

Объединение

15

–

1

1

0,5 0,5 0,5 0,5

ученических
сообществ
(подростковых
коллективов)

«Движени
епервых»

Объединение

Внеурочная
деятельность,
направленная
на
организационное
обеспечение
учебной
деятельности

Еженедельная
организационная
линейка

Общешкольно
есобрание

0,5 0,5 0,5

-

Внеурочная
деятельность,
направленнаяна
организацию
педагогической
поддержки
обучающихся
Недельный объем внеурочной деятельности

0,5 0,

0,5

3,5 4,5

8,5 8

Объем внеурочной деятельности за год

5,5
34 34 34 34
0 0 0
0

Общий объем внеурочной деятельности

748

34
0

План внеурочной деятельности СОО по ФОП на 2023/24 учебный год
Направление

Название
курса/объединения,
форма организации

Классы/количест
вочасов в неделю
10

11(при
наличи
и)

1

1

Инвариантный компонент
Духовнонравственное

Беседа
«Разговоры
важном»

Общеинтеллектуальное

Россия - мои горизонты

1

1

Социальное

Школьное - ученическое
самоуправление

0.5

0.5

16

о

Социальное

Спортивно-оздоровительное

Учебные
линейки по
организации
процесса

собрания,
проблемам
учебного

0,5

0,5

Конкурсы, общешкольные
мероприятия,
концерты,
учебные
праздники,
участие в общегородских,
региональных
научнопрактических
конференциях,
олимпиадах.

0.5

0.5

Сборы,
турпоходы,
экскурсии, волонтерство,
общественнополезный
труд, социальная практика

0.5

0.5

Спортивные игры

1

1

Реализация Вариативного компонента ( по выбору учащихся)
Реализацияучебных курсов по выбору учащихся
Универсальный профиль
Общекультурное

«Беседы
о
русской
стилистике и культуре
речи. Работа с текстом».

Модуль «Классное руководство»
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого
вида педагогической деятельности, направленной в первую очередь на решение
задач воспитания и социализации обучающихся, предусматривает:
• планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;

•

инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи
обучающимся в их подготовке, проведении и анализе;

•

организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся
с разными потребностями, способностями, давать возможности для
самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения,
стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения;

17

•

сплочение коллектива класса через игры и тренинги на
командообразование, внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;

•

выработку совместно с обучающимися правил поведения класса, участие в
выработке таких правил поведения в образовательной организации;

•

изучение особенностей личностного развития обучающихся путем
наблюдения за их поведением, в специально создаваемых педагогических
ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам; результаты
наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями, учителями, а
также (при необходимости) с педагогом-психологом;

•

доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и др.), совместный поиск решений проблем, коррекцию
поведения обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с
их родителями, с другими обучающимися класса;

•

индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие,
спортивные, личностные достижения;

•

регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения,
предупреждение и (или) разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;

•

проведение педагогических советов для решения конкретных проблем
класса, интеграции воспитательных влияний педагогов на обучающихся,
привлечение учителей-предметников к участию в классных делах, дающих
им возможность лучше узнавать и понимать обучающихся, общаясь и
наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в родительских
собраниях класса;

•

организацию
и
проведение
регулярных родительских собраний,
информирование родителей об успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, жизни класса в целом, помощь родителям и иным
членам семьи в отношениях с учителями, администрацией; создание и
организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, общеобразовательной
организации;

•

привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел,
мероприятий в классе и общеобразовательной организации;
• проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других
мероприятий.
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает:
• • общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с

18

•

общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в
которых участвуют все классы;
участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, мире;

•

торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие
приобретение новых социальных статусов в образовательной организации,
обществе;

•

церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и
педагогов за участие в жизни образовательной организации, достижения в
конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие образовательной
организации, своей местности;

•

социальные проекты в образовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогическими
работниками, в том числе с участием социальных партнеров, комплексы
дел благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой
направленности;

•

• проводимые для жителей населенного пункта и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями для жителей населенного
пункта;

•

разновозрастные сборы, многодневные выездные события, включающие в
себя комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической,
историко-краеведческой,
экологической,
трудовой,
спортивнооздоровительной и другой направленности;

•

вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных
ролях
(сценаристов,
постановщиков,
исполнителей,
корреспондентов, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов,
ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу
гостей и др.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки,
проведения, анализа общешкольных дел;
• наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их
отношениями с обучающимися разных возрастов, с педагогическими
работниками
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
 общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами Школы;
 внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в Школе учебным предметам, курсам,
модулям;
 экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк,
на предприятие и другое), организуемые в классах классными руководителями,
в том числе совместно с родителями (законными представителями)
19

обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
 литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слеты и другие, организуемые педагогическими работниками, в том
числе совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для
изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой
местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и
историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и другого;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих
дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся,
других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию,
использованию в воспитательном процессе:
 оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
образовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;
 организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
 изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и
видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
 организацию и поддержание в образовательной организации звукового
пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической
воспитательной направленности (музыка), исполнение гимна Российской
Федерации;
 разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе на прилегающей территории для общественно-гражданского
почитания лиц, мест, событий в истории России; мемориалов воинской славы,
памятников, памятных досок;
 оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчеты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и др.;
 разработку и популяризацию символики образовательной организации
(эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и др.), используемой
как повседневно, так и в торжественные моменты;
 подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
20

 поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
образовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озе- ленение территории при образовательной организации;
 разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
 создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять
для общего использования свои книги, брать для чтения другие;
 деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с
обучающимися, их родителями по благоустройству, оформлению школьных
аудиторий, пришкольной территории;
 разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров
(событийный дизайн);
 разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях,
правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных
вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная
для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль
«Взаимодействие
с
родителями
(законными
представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями
(законными представителями) обучающихся предусматривает:
- создание и деятельность в образовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
обра зовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и решении
вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского
сообщества в управляющем совете образовательной организации;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся
и педагогов, условий обучения и воспитания;
- родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей традицион
ных российских религий, обмениваться опытом;
- родительские форумы на официальном сайте образовательной
организации в информационно-коммуникационной сети Интернет, интернетсообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие
родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;

- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению классных и общешкольных мероприятий;
- целевое взаимодействие с законными представителями детей-сирот,
оставшихся без попечения родителей, приемных детей (при наличии)
21

Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в
образовательной организации предусматривает:
- организацию и деятельность органов ученического самоуправления (совет
обучающихся или др.), избранных обучающимися;
- представление органами ученического самоуправления интересов
обучающихся в процессе управления образовательной организацией;
- защиту органами ученического самоуправления законных интересов и
прав обучающихся;
- участие представителей органов ученического самоуправления в
разработке, обсуждении и реализации рабочей программы воспитания,
календарного плана воспитательной работы, в анализе воспитательной
деятельности в образовательной организации.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в гимназии
предусматривает:

- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в

гимназии эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям
(агрессивное поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся

групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов,
работников социальных служб, правоохранительных органов, опеки и др.);

- разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением;
организацию межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,

программы профилактической направленности социальных и природных
рисков в образовательной организации и в социокультурном окружении с
педагогами, родителями, социальными партнерами (антинаркотические,
антиалкогольные, против курения, вовлечения в деструктивные детские и
молодежные объединения, культы, субкультуры, группы в социальных сетях; по
безопасности в цифровой среде, на транспорте, на воде, безопасности
дорожного движения, противопожарной безопасности, антитеррористической
и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и др.);

-

организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому
давлению;
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению, – познания
22

(путешествия), испытания себя (походы, спорт), значимого общения,
творчества, деятельности (в том числе профессиональной, религиознодуховной, благотворительной, художественной и др.);

- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в

случаях появления, расширения, влияния в гимназии маргинальных групп
обучающихся (оставивших обучение, криминальной направленности, с
агрессивным поведением и др.);

- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих

специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и др.).
Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства
предусматривает:
- участие представителей организаций-партнеров, в том числе в
соответствии
в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни
открытых дверей, государственные, региональные, школьные праздники,
торжественные мероприятия и др.);

- проведение на базе организаций-партнеров отдельных уроков, занятий,

внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- проведение открытых дискуссионных площадок (детских,
педагогических, родительских) с представителями организаций-партнеров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни школы, муниципального
образования, региона, страны;

- реализацию

социальных проектов, совместно разрабатываемых
обучающимися,
педагогами
патриотической,
трудовой
и
другой
направленности,
ориентированных
на
воспитание
обучающихся,
преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное
окружение.
Соц. партнер
Содержание совместной деятельности
Общеобразовательные
Организация мероприятий на базе школ
организации
МО
Красноуфимский округ
МАУДО «Дворец творчества» Проведение конкурсов, викторин
г. Красноуфимск»
Совет ветеранов с Крылово
Участие
в
мероприятиях
патриотической
направленности.
Комитет
по
спорту
и
политике
Ювинский СДК

физкультуре Проведение конкурсов, соревнований, сборов
молодежной
Проведение мероприятий, соревнований, викторин на
базе школы и ДК
Реализация ИПРов.
23

Красноуфимский
краеведческий музей

Организация мероприятий на базе школы.
Экскурсии в музей
Проведение конкурсов, викторин.
территориальный Реализация ИПРов.
Организация участия обучающихся в трудовом отряде
старшеклассников.
Участие в организации деятельности волонтёров.

Ювинский
отдел

Ювинская
библиотека

сельская Тематические мероприятия на базе библиотеки.
Организация и проведение интеллектуальных игр.
Реализация ИПРов.
МБОУ Красноуфимский РЦ Проведение
муниципальных
этапов
спортивных
ДОД
соревнований в рамках «Президентских состязаний»,
«Президентских спортивных игр».
Организация конкурсов/фестивалей среди ШСК.
Организация спортивных мероприятий.
Организация муниципальных конкурсов, фестивалей.
ГИБДД МО МВД России
Участие в акциях, проводимых ЮИД.
"Красноуфимский"
Занятия
по
профилактике
детского
дорожно(на основании совместного транспортного травматизма.
плана работы)
Тематические сообщения на классных и общешкольных
родительских собраниях
Организация конкурсов по профилактике ДДТТ.
Проведение декад дорожной безопасности.
Реализация ИПРов.
МО
МВД
России Занятия по профилактике детского безнадзорности и
"Красноуфимский"
(на правонарушений несовершеннолетних.
основании совместного плана Тематические сообщения на классных и общешкольных
работы)
родительских собраниях.
Реализация ИПРов.
ГОУСО
«Социально- Проведение профилактических занятий на базе Школы.
реабилитационный центр для Тематические сообщения на классных и общешкольных
несовершеннолетних»
в родительских собраниях.
г.Красноуфимске
и
Красноуфимском районе

Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы
гимназии предусматривает:

- проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего; профориентационные игры (игры-симуляции,
деловые игры, квесты, кейсы), расширяющие знания о профессиях, способах
выбора профессий, особенностях, условиях разной профессиональной
24

деятельности;

- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
-посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных дней открытых дверей в организациях
профессионального, высшего образования;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов,
посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
- индивидуальное консультирование психологом (при наличии)
обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам
склонностей, способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся,
которые могут иметь значение в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов,
включенных в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента
участников
образовательных
отношений,
внеурочной
деятельности, дополнительного образования.
- курс внеурочной деятельности «Час профессий», «Россия – мои
горизонты» первые профессиональные практики.
З. Организационный раздел
3.1. Кадровое обеспечение
В данном подразделе представлены решения МКОУ «Ювинская СОШ» в
соответствии с ФГОС основного общего образования по разделению функционала,
связанного с планированием, организацией, обеспечением, реализацией
воспитательной
деятельности;
по
вопросам
повышения
квалификации
педагогических работников в сфере воспитания; психолого-педагогического
сопровождения обучающихся, в том числе детей ОВЗ; по привлечению специалистов
других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.).
Воспитательный процесс в школе обеспечивают специалисты:

•
•
•
•
•
•
•
•

заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
заместитель директора по воспитательной работе
советник директора по воспитательной работе и взаимодействию с детскими
общественными организациями;
педагог-организатор;
классные руководители;
педагог-психолог (при наличии);
воспитатели групп продленного дня;

педагоги дополнительного образования.
Общая численность педагогических работников МКОУ «Ювинская СОШ» —
17 человек основных педагогических работников, из них 59 процентов имеют
высшее педагогическое образование, 30 процента — высшую квалификационную
25

категорию, 60 процента — первую квалификационную категорию. Психологопедагогическое сопровождение обучающихся, в том числе и обучающихся с ОВЗ,
обеспечивает педагог-психолог. Классное руководство в 1—10-х классах в 11классе
при наличии осуществляют 12 классных руководителей.
Ежегодно педработники проходят повышение квалификации по актуальным
вопросам воспитания в соответствии с планом-графиком.
К реализации воспитательных задач привлекаются также специалисты
других организаций: работники ПДН и ТКДНиЗП, участковый, специалисты
, сельской библиотеки .ДК Юва;

3.2. Нормативно-методическое обеспечение
 Управление качеством воспитательной деятельности в МКОУ «Ювинская
СОШ» обеспечивают следующие локальные нормативно-правовые акты:
 Положение о классном руководстве.
 Положение о школьном методическом объединении.
 Положение о внутришкольном контроле.
 Положение о Совете профилактики.
 Положение о педагогическом совете.
 Положение о школьной форме..
 Положение о защите обучающихся от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию.
 Положение об организации дополнительного образования.
 Положение о внеурочной деятельности обучающихся.
 Положение об ученическом самоуправлении.
 Правила внутреннего распорядка для обучающихся.
 Положение о первичном отделении РДДМ «Движение первых».
 Положение о школьном спортивном клубе «Салют».
 Положение о ГПД


3.3. Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В школе обучаются дети, имеющие заболевания задержка психического
развития. Для данной категории обучающихся в школе созданы особые условия.
На уровне общностей: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов, приобретается опыт развития отношений между обучающимися,
родителями (законными представителями), педагогами. Детская и детско-взрослая
общности в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,
взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в классе, в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детскородительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует
26

опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого
обучающегося в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов учебной работы, отдыха,
праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка с ОШ обеспечивает возможность его участия в жизни
класса, школы, событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку
и уверенность в своих силах.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
 налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими
для их успешной социальной адаптации и интеграции в общеобразовательной
организации;
 формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
 построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся,
содействие повышению уровня их педагогической, психологической,
медикосоциальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями школа ориентируется:





на формирование личности ребенка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников,
с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогапсихолога, учителя-логопеда;
личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности
обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3.4. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Принципы поощрения, которыми руководствуется МКОУ «Ювинская СОШ»

27

Публичность поощрения — информирование всех учеников школы о
награждении, проведение процедуры награждения в присутствии значительного
числа школьников.

1.

Прозрачность правил поощрения — они регламентированы положением о
награждениях. Ознакомление школьников и их родителей с локальным актом
обязательно.

2.

З. Регулирование частоты награждений — награждения по результатам конкурсов
проводятся один раз в год по уровням образования.
4.
Сочетание индивидуального и коллективного поощрения — использование
индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать
межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не
получившими награды.
5.
Привлечение к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) обучающихся,
представителей
родительского
сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия
ученического
самоуправления),
сторонних
организаций,
их
статусных
представителей.
6.
Дифференцированность поощрений — наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения.

Форма организации системы поощрений проявлений активной жизненной
позиции и социальной успешности обучающихся в МКОУ «Ювинская СОШ»


В МКОУ «Ювинская СОШ»
система поощрения социальной
успешности и проявления активной жизненной позиции учеников
организована как система конкурсов, объявляемых в начале учебного
года:

 «Ученик года»;
 «Лучший спортсмен года»;
 «Самый классный класс»;
 «Учитель года»;
 «Самый классный классный»;
 «Самый активный родитель».
Принять участие в конкурсах могут все желающие. Условия участия в конкурсах
зафиксированы в положениях Достижения участников оцениваются по артефактам
портфолио, которое формируется обучающимся или классом в течение учебного
года. Итоги подводятся в конце учебного года. Обсуждение кандидатур
осуществляют педагогический совет и общешкольная ученическая конференция
школы, которые принимают решение о победителях, призерах и лауреатах
конкурсов по итогам голосования.

28

Формы фиксации достижений обучающихся, применяемые в МКОУ «Ювинская
СОШ»
1. Портфолио. Ведение портфолио отражает деятельность обучающихся при ее
организации и регулярном поощрении классными руководителями, поддержке
родителями (законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося. Ведение портфолио
участника конкурса регламентирует соответствующие положения. Портфолио
конкурсанта должно включать:

•

артефакты признания — грамоты, поощрительные письма, фотографии
призов

•

артефакты деятельности — рефераты, доклады, статьи, чертежи или фото
изделий и т. д.

1. Рейтинг. Рейтинги формируются через размещение имен (фамилий)
обучающихся, номеров классов в последовательности, которую
устанавливают в зависимости от их успешности и достижений, которые
определяются образовательными результатами отдельных обучающихся или
классов.

Формы поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной
позиции обучающихся МКОУ «Ювинская СОШ»:

•
•
•
•
•

объявление благодарности;
награждение грамотой;
вручение сертификатов и дипломов;
занесение фотографии активиста на доску почета;
награждение ценным подарком.

Кроме этого, в МКОУ «Ювинская СОШ» практикуется благотворительная
поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов). Она заключается в
материальной поддержке проведения в школе воспитательных дел, мероприятий,
проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной деятельности
воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке нуждающихся в
помощи обучающихся, семей, педагогических работников. Благотворительность
предусматривает публичную презентацию благотворителей и их деятельности.
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка
МКОУ
«Ювинская
СОШ»
осуществляет
посредством
направления
благодарственного письма.
Информация о предстоящих торжественных процедурах награждения, о
результатах награждения размешается на сайте школы и ее странице в социальных
сетях.
3.5. Анализ воспитательного процесса
29

В МКОУ «Ювинская СОШ» осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся
на уровне основного общего образования, установленными ФГОС ООО.
Основным методом анализа воспитательного процесса в образовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью
выявления основных проблем и последующего их решения с привлечением (при
необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включено в календарный
план воспитательной работы.


Основные принципы самоанализа воспитательной работы:




взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада образовательной организации, содержание и разнообразие
деятельности, стиль общения, отношений между педагогическими
работниками, обучающимися и родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование его результатов для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели
и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы,
адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с
обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
распределенная ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие —
это результат как организованного социального воспитания, в котором
образовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.





Основные направления анализа воспитательного процесса
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по
воспитательной работе (советником директора по воспитанию, педагогомпсихологом, социальным педагогом при наличии) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединении классных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогических работников сосредоточивается на вопросах:

30

•

какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось
решить за прошедший учебный год;

•
•

какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему;
какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать
педагогическому коллективу.

1. Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом (при наличии),
социальным педагогом при наличии), классными руководителями с привлечением
актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Способами получения информации о состоянии организуемой совместной
деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования
и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете.
Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством реализации
воспитательного потенциала:
 урочной деятельности;
 внеурочной деятельности обучающихся;
 деятельности классных руководителей и их классов;
 проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
 внешкольных мероприятий;

создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
 деятельности ученического самоуправления;

деятельности по профилактике и безопасности;
 реализации потенциала социального партнерства;
 деятельности по профориентации обучающихся;
 школьного музея.
Итогом самоанализа воспитательной работы МКОУ «Ювинская
СОШ» будет перечень выявленных проблем, которые не удалось решить
педагогическому коллективу школы в 2023/24 учебном году. Эти проблемы
будут учтены при планировании воспитательной работы на 2024/25 учебный
год.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».