Пояснительная записка Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки. Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально- волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся. В соответствии с обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи коррекционного курса: - развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; - развитие выразительности движений и самовыражения; - развитие мобильности; - коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и движения; - развитие общей и речевой моторики; - развитие ориентировки в пространстве; - формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья. Основные направления работы по ритмике: восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа; различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки; упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и перестроения (в одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга, свободное размещение в классе, различные положения в парах и т. д.); ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении, разными видами шага; повороты; ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения, упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц; упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен, ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.); игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкальнодвигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто скорее, кто лучше, кто более и т.д.),игры по ориентировке в пространстве; танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев; декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение ритмического рисунка мелодии, её темпа, динамических рисунков, характера звуковоспроизведения (плавно, отрывисто), соответствующей манере исполнения (легко, более твердо и др.) Содержание коррекционноразвивающей области может быть дополнено Организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся с ЗПР. В соответствии с целью и задачами коррекционного курса "Ритмика" для обучающихся в 3,4 классах планируются следующие личностные и метапредметные результаты. (1год обучения) Личностные результаты: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире проявляется в: -интересе к новому содержанию и способам решения проблем, приобретении новых знаний и умений на занятиях ритмикой, - старательности, подчинении дисциплинарным требованиям, адекватной эмоциональной реакции на похвалу и порицание на занятиях ритмикой; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей проявляется в: - появление эстетических чувств красоты и гармонии в процессе прослушивания музыки и исполнения танца; - заинтересованность в процессе прослушивания музыкальных произведений, просмотра концертов, разглядывания произведений искусства и музыкальных инструментов; - стремление к совершенствованию своих способностей. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях проявляется в: - умении слушать и выполнять инструкции взрослого; - умение координировать свои усилия с усилиями других; - согласованно выполнять необходимые действия, не разрушая общего замысла танца, находясь в паре и в малой группе. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям проявляется в: - знание о том, что ритмика является одной из составляющих здорового образа жизни; - стремлении к доступному физическому совершенствованию; - позитивном отношении к занятиям ритмикой; - появлении мотивации достижения результата на уроках ритмики, Критерии оценки личностных результатов. Параметр: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Дескрипторы и критерии их оценки: Интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретении новых знаний и умений на занятиях ритмикой: 0 баллов - не проявляет интереса к новому содержанию и способам решения проблем, с большим трудом приобретает новые знания и умения на занятиях ритмикой; 1 балл - приобретает знания и умения на занятиях ритмикой, но практически не проявляет интерес к новому содержанию и способам решения проблем. 2 балла - проявляет интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретает знания и умения на занятиях ритмикой. Старательность, подчинение дисциплинарным требованиям, адекватная эмоциональная реакция на похвалу и порицание на занятиях ритмикой: 0 баллов - не соблюдает дисциплинарные требования, не старается на занятиях, проявляет неадекватные реакции на похвалу и порицание в процессе занятий ритмикой; 1 балл - соблюдает дисциплинарные требования, старается на занятиях, но проявляет неадекватные реакции на похвалу и порицание в процессе занятий ритмикой; 2 балла - соблюдает дисциплинарные требования, старается на занятиях, стремится к проявлению адекватных реакций на похвалу и порицание в процессе занятий ритмико. Метапредметные результаты, которые можно сформировать на занятиях ритмикой: Регулятивные универсальные учебные действия: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации проявляется: - в умении определять мелодию, ее темп, силу, ритм и подчинять свои движения этим характеристикам музыки, умении определять части музыкального произведения и перестраивать свои движения при изменении темпа и ритма; - в умении осуществлять построения и перестроения в соответствии с задачами (в том числе и по диагонали), поставленными взрослым; -в умении планировать свои движения при выполнении имитационных и вольных упражнений, умении выступать индивидуально). - в умении детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении сложный ритмический рисунок; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий проявляется в: -учитывать выделенные педагогом ориентиры, выполнять движения по подражанию, по образцу, заданному взрослым, по памяти; - умение задавать вопросы, при возникновении трудностей взрослому или партнеру по занятиям; - умение согласованно выполнять общеразвивающие, ритмико- гимнастические и танцевальные упражнения в паре, в группе. Познавательные универсальные учебные действия: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей проявляется в: -умении принимать правильное исходное положение и совершать движения в соответствии с содержанием и особенностями музыки; - умении организованно строиться и перестраиваться (быстро, точно, в том числе по диагонали); -умении сохранять правильную дистанцию в колонне, в парах и в танце; - умении самостоятельно определять нужное направление движения не только по словесной инструкции педагога, но и по звуковым и музыкальным сигналам; - умении соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; - стремлении правильно и точно выполнять упражнения. Коммуникативные универсальные учебные действия: определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих проявляется в: - умении договариваться и приходить к общему решению в процессе изучения танца, в том числе в ситуации столкновения интересов; - умении согласованно выполнять необходимые действия, не разрушая общего замысла танца, находясь в паре, в малой или большой группе. Личностные универсальные учебные действия: формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха проявляются в: - умении принимать помощь взрослого, в стремлении подражать движениям взрослого в танце; - умении замечать и исправлять свои ошибки, стремиться к многократным повторениям определенных движений. Критерии оценки дескрипторов метапредметных результатов. Умение определять мелодию, ее темп, силу, ритм и подчинять свои движения этим характеристикам музыки (регулятивные универсальные учебные действия): 0 баллов - самостоятельно выполнять не может; 1 балл - с ошибками и неточностями справляется, требуется помощь взрослого; 2 балла - справляется достаточно часто с минимальной помощью взрослого или самостоятельно. Умение принимать правильное исходное положение и совершать движения в соответствии с содержанием и особенностями музыки (познавательные универсальные учебные действия): 0 баллов - не умеет выполнять; 1 балл - умеет принимать исходное положение, старается совершать движения в соответствии с музыкой, но получается редко; 2 балла - умеет принимать исходное положение, успешно совершает движения в соответствии с музыкой. В конце 1, 2 классов (1год обучения) обучающийся должен научиться: - соблюдать требования к занятиям ритмикой, знать правила поведения на занятиях, а также в малых группах и в парах; - определять характер, темп и плавность у изменяющейся музыки; - прохлопать предложенный ритмический рисунок и использовать это умение в танцах, передавать ритм через похлопывания и притопывания; - построениям (в колонну по диагонали, шеренгу, цепочку, круг, пары) и перестроениям (в шеренги, в круг из шеренги и обратно, из колонны в пары и обратно); - ходьба, бег, маршировка, прыжки, поскоки под изменяющуюся музыку; - отражать в ритмо-гимнастических и танцевальных движениях характер, темп и динамику изменяющейся музыки; - ставить ноги в соответствующую позицию из пяти по словесной инструкции; - ставить руки в соответствующую позицию (подготовительную, первую, вторую, третью) по словесной инструкции; - держать "линию танца"; - выполнять синхронные ритмо-гимнастические и танцевальные движения в парах; - выполнять ритмо-гимнастические упражнения и танцевальные движения не только по показу взрослого, по опорным сигналам, но и по простым словесным инструкциям; - выполнять имитационные движения (отдельные и в миниатюрах); - выполнять отдельные танцевальные шаги (приставной, галоп, полька, русский переменный с припаданием), в том числе хороводные; - выполнять танцевальные движения с предметами; - выполнять различные танцевальные движения индивидуально под музыку; - выполнять танцевальные движения с использованием музыкальных инструментов (ложки, бубен, погремушка, барабан и т.д.); - выполнять комплексы танцевальных движений и весь изученный танец; - выполнять движения и одновременно декламировать стихи и известные детские песни под музыку; - соблюдать танцевальный этикет в процессе выступления на концертах (держать осанку, улыбаться, быстро восстанавливать рисунок танца при ошибках, организованно выходить на поклон и т.д.). Контрольно-оценочные мероприятия: Текущий контроль: Активность на занятии: 5 - обучающийся с ЗПР активен на занятии, ему нравится выполнение предложенных упражнений, переживает положительные эмоции, распространяет их на окружающих детей в процессе групповой работы, не обнаруживается ярких признаков усталости; 4 - в начале занятия активен, но к его окончанию появляются признаки усталости, которые снижают проявление положительных эмоций; 3 - активность на занятии умеренная, эмоции преимущественно нейтральные, признаки выраженной усталости обнаруживаются к концу занятия. 2 - активность на занятии недостаточная, утомляемость наступает быстро, она дезорганизует деятельность, может проявлять негативные эмоции в процессе занятия. Правильность выполнения предлагаемых упражнений и танцевальных композиций 5 - выполняет упражнения правильно по словесной инструкции, но требуется повторения и уточнения; 4 - выполняет упражнение правильно по показу и по словесной инструкции одновременно, только по словесной инструкции затрудняется. 3 - выполняет упражнение правильно по показу и личному объяснению взрослого; 2 - затрудняется выполнять упражнения по показу взрослого в группе, может только при индивидуальной работе. Согласование движений с музыкой: 5 - согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом музыки, гармонично выполняет упражнения, ошибки допускает редко; 4 - согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом музыки, гармонично выполняет упражнения, но допускает 1-2 ошибки (сбивается иногда с ритма, раньше начинает выполнять упражнение, чем зазвучит музыка, заканчивает упражнение раньше, чем закончит звучать музыка); 3 - недостаточно согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом музыки, допускает больше 2 ошибок, даже в коротких по времени упражнениях; 2 - не согласовывает сои движения с музыкой, выполняет их, механически не ориентируясь на мелодию, темп, ритм музыки. Согласование движений, музыки, слова 5 - может согласовать движения, музыку и слово, ошибки единичны; 4 - может согласовать движения, музыку и слово, но только в очень коротких упражнениях, ошибки единичны; 3 - испытывает трудности согласования движения, музыки и слова, ошибки многочисленны, повторения не приводят к успеху, быстро наступает утомляемость; 2 - не может согласовать движения, музыку и слово, такие упражнения не доступны. Рубежный контроль - успешность выступления на отчетных концертах, праздниках, показательных выступлениях. Итоговая оценка. Оценка «отлично» ставится при соответствии перечисленным выше требованиям текущего контроля и успешности выступлений, предусмотренных рубежным контролем. Оценка «хорошо» ставится при наличии негрубых недочетов по выделенным параметрам. Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным требованиям по всем выделенным параметрам. Оценка «неудовлетворительно» текущего и рубежного контроля. означает несоответствие требованиям 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В соответствии с выделенными в АООП направлениями занятия ритмикой в 1,2 классах (1 год обучения) конкретизированы и обозначены следующими разделами: «Музыка и движение», «Музыка и танец», «Музыка и народный танец», «Музыка, танец и музыкальные инструменты», «Музыка, движение и речь». Форма организации занятий - групповая. Основные виды деятельности, которые реализуются на занятиях ритмикой являются: игры под музыку, ритмико-гимнастические движения, танцевальные движения, восприятие музыки (определение ее характер, темпа, плавности), общеразвивающие движения. Эти виды деятельности относятся к обязательным и должны реализовываться практически на каждом занятии. Раздел "Музыка и движение" реализуется в течение первой четверти. Необходимо изучить с обучающимися отдельные танцевальные движения и сами танцы и игры под музыку, в которые нравится играть детям с ЗПР. Также важно повторить работу в парах. Словесных инструкций при выполнении упражнений становиться больше. К прямому показу возвращаются при разучивании сложных танцевальных комплексов. Разделы "Музыка и танец" и "Музыка и народный танец" реализуются в течение всей второй четверти и часть третьей. Танцы, которые разучивают обучающиеся с ОВЗ, усложняются за счет появления в танце нескольких танцевальных комплексов, построений, перестроений и включения хороводов. Изучаются новые хороводные шаги и шаг польки. Танец может осуществляться под музыку, изменяющуюся по темпу и ритму. Это способствует развитию сложных моторно-сенсорных связей, которые должны совершенствоваться у детей с ЗПР. В третьей четверти еще завершается освоение раздела "Музыка и народный танец" и реализуется следующий, более сложный раздел "Музыка, танец и музыкальные инструменты". У обучающихся с ЗПР необходимо формировать связь между музыкой и движениями (ритмико-гимнастические упражнения, танец), движениями и речью (ритмодекламации). Основная работа направлена на развитие «тройных» связей: музыки, танца и игры на музыкальных инструментах или декламации песен с комплексом танцевальных упражнений под музыкальное сопровождение. Данный и следующий раздел "Музыка, движение, речь" посвящены формированию именно таких сложных связей. Вся предварительная работа проводится целенаправленно и должна способствовать их появлению и закреплению. Поэтому вся четвертая четверть посвящена ритмодекламациям и декламациям песен под музыку с выполнением сложных танцевальных движений. Для более успешного выполнения таких заданий предлагается сначала выполнять упражнения в хороводе. Это способствует более быстрому закреплению сложных действий. Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов «Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные занятия». Его реализация может быть связана с выполнением программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, направленной на поддержание физического и психологического здоровья обучающихся. Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» традиционно включается в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость, недостатки регуляции, незначительные двигательные расстройства, проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся воспринимать на слух средства музыкальной выразительности, усваивают ритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма, музыкальный слух и память, эстетический вкус, но и создаются предпосылки для прогресса в общем психологическом развитии. Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в формировании системы произвольной регуляции: дети соотносят двигательную активность с музыкой, они подчиняются сложным инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а также постепенно (последовательность автоматизируют движений). сложные Улучшается двигательные также акты ориентировка в пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела. Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением. Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия ритмикой положительно влияют на состояние познавательной сферы, а также развивают творческое воображение. Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений подбирается в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе, доминирующего эмоционального состояния детей. Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю). По продолжительности занятия в 1, 2 классах (1 год обучения) в соответствии с АООП составляют 40 минут. Часы на фиксированы в учебном плане. реализацию курса «Ритмика» ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1, 2классов (1год обучения) № Наименование раздела и темы урока п.п. Музыка и движение (8 ч) 1. Разучивание танца «Летка-Енка» 2. Разучивание танца «Летка-Енка» 3. Ритмико-гимнастические движения. Танцевальные движения. 4. Ритмико-гимнастические движения. Танцевальные движения. 5. Основные позиции ног и рук при выполнении движений в паре. 6 Гимнастические композиции с построениями и перестроениями 7 Гимнастические композиции с построениями и перестроениями 8 Гимнастические композиции с построениями и перестроениями Музыка и танец (7ч) 9. Танцевальный шаг польки 10 Танцевальный шаг польки 11 Танцевальный шаг польки 12 Танцы с разными шагами для хоровода 13 Танцы с разными шагами для хоровода 14 Танцы с разными шагами для хоровода 15 «Потанцуем" «Музыка и народный танец» (7ч) 16 Повторение изученных танцев 17 Народный танец с предметами 18 Народный танец с предметами 19 Танцевальная композиция на основе русского переменного шага и при падания 20 Танцевальная композиция на основе русского переменного шага и при падания 21 Сложный русский танец 22 Сложный русский танец «Музыка, танец, музыкальные инструменты (4ч) 23 Сложный русский танец с использованием ложек 24 Сложный русский танец с использованием ложек 25 Сложный русский танец с использованием ложек 26 Повторение танцев «Музыка, движение, речь» (8ч) 27 28 29 30 31 32 33 34 Повторение ритмодеклараций (под музыку и без музыки) Декламация песен под музыку в танце. Изучение танца «Буратино» Декламация песен под музыку в танце. Изучение танца «Буратино» Декламация песен под музыку в танце. Изучение танца «Буратино» Танец с индивидуальными выступлениями. Разучивание танца «Страна зверей» Танец с индивидуальными выступлениями. Разучивание танца «Страна зверей» Танец с индивидуальными выступлениями. Разучивание танца «Страна зверей» Повторение упражнений.