Рабочая программа ДО НОО "Ритмика" для обучающихся с ЗПР (1-2 классы)

Пояснительная записка
Общая цель занятий ритмикой заключается в развитии двигательной
активности обучающегося с ЗПР в процессе восприятия музыки.
Коррекционная работа на занятиях ритмикой базируется на постоянном
взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения,
музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь. На занятиях
осуществляется

коррекция

недостатков

двигательной,

эмоционально-

волевой, познавательной сфер. Занятия способствуют развитию общей и
речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья,
формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся.
В соответствии с обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР
особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
коррекционного курса:
- развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического
развития;
- развитие выразительности движений и самовыражения;
- развитие мобильности;
-

коррекция

недостатков

двигательной,

эмоционально-волевой,

познавательной сфер благодаря согласованному воздействию музыки и
движения;
- развитие общей и речевой моторики;
- развитие ориентировки в пространстве;
- формирование навыков здорового образа жизни и укрепление здоровья.
Основные направления работы по ритмике:
восприятие музыки (в исполнении педагога и аудиозапси): определение на
слух начала и окончания звучания музыки; различение и опознавание на слух
громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного
темпа;

различение

и

опознавание

на

слух

музыки

двухдольного,

трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и
отрывистой музыки;

упражнения на ориентировку в пространстве: простейшие построения и
перестроения (в одну и две линии, в колонну, в цепочку, в одну и две
шеренги друг напротив друга, в круг, сужение и расширение круга,
свободное размещение в классе, различные положения в парах и т. д.);
ходьба в шеренге (вперед, назад), по кругу, в заданном направлении,
разными видами шага; повороты;
ритмико-гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения,
упражнения на координацию движений, упражнение на расслабление мышц;
упражнения с детскими музыкальными инструментами: игра на
элементарных музыкальных инструментах (погремушка, металлофон, бубен,
ксилофон, барабан, румба, маракас, треугольник, тарелки и др.);
игры под музыку: музыкальные игры и игровые ситуации с музыкальнодвигательными заданиями с элементами занимательности, соревнования (кто
скорее, кто лучше, кто более и т.д.),игры по ориентировке в пространстве;
танцевальные упражнения: выполнение под музыку элементов танца и
пляски, несложных композиций народных, бальных и современных танцев;
декламация песен под музыку: выразительная декламация песен под
музыкальное сопровождение и управление педагога, воспроизведение
ритмического рисунка мелодии, её темпа, динамических рисунков, характера
звуковоспроизведения

(плавно,

отрывисто),

соответствующей

манере

исполнения (легко, более твердо и др.) Содержание коррекционноразвивающей области может быть дополнено Организацией самостоятельно
на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся с ЗПР.
В соответствии с целью и задачами коррекционного курса "Ритмика" для
обучающихся в 3,4 классах

планируются следующие личностные и

метапредметные результаты. (1год обучения)

Личностные результаты:
овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся и развивающемся мире проявляется в:
-интересе к новому содержанию и способам решения проблем, приобретении
новых знаний и умений на занятиях ритмикой,
- старательности, подчинении дисциплинарным требованиям, адекватной
эмоциональной реакции на похвалу и порицание на занятиях ритмикой;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей проявляется в:
- появление эстетических чувств красоты и гармонии в процессе
прослушивания музыки и исполнения танца;
- заинтересованность в процессе прослушивания музыкальных произведений,
просмотра

концертов,

разглядывания

произведений

искусства

и

музыкальных инструментов;
- стремление к совершенствованию своих способностей.
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях проявляется в:
- умении слушать и выполнять инструкции взрослого;
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- согласованно выполнять необходимые действия, не разрушая общего
замысла танца, находясь в паре и в малой группе.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям
проявляется в:
- знание о том, что ритмика является одной из составляющих здорового
образа жизни;
- стремлении к доступному физическому совершенствованию;
- позитивном отношении к занятиям ритмикой;

- появлении мотивации достижения результата на уроках ритмики,
Критерии оценки личностных результатов.
Параметр: овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
Дескрипторы и критерии их оценки:
Интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретении
новых знаний и умений на занятиях ритмикой:
0 баллов - не проявляет интереса к новому содержанию и способам решения
проблем, с большим трудом приобретает новые знания и умения на занятиях
ритмикой;
1 балл - приобретает знания и умения на занятиях ритмикой, но практически
не проявляет интерес к новому содержанию и способам решения проблем.
2 балла - проявляет интерес к новому содержанию и способам решения
проблем, приобретает знания и умения на занятиях ритмикой.
Старательность, подчинение дисциплинарным требованиям, адекватная
эмоциональная реакция на похвалу и порицание на занятиях ритмикой:
0 баллов - не соблюдает дисциплинарные требования, не старается на
занятиях, проявляет неадекватные реакции на похвалу и порицание в
процессе занятий ритмикой;
1 балл - соблюдает дисциплинарные требования, старается на занятиях, но
проявляет неадекватные реакции на похвалу и порицание в процессе занятий
ритмикой;
2 балла - соблюдает дисциплинарные требования, старается на занятиях,
стремится к проявлению адекватных реакций на похвалу и порицание в
процессе занятий ритмико.
Метапредметные результаты, которые можно сформировать на занятиях
ритмикой:

Регулятивные универсальные учебные действия:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации проявляется:
- в умении определять мелодию, ее темп, силу, ритм и подчинять свои
движения

этим

характеристикам

музыки,

умении

определять

части

музыкального произведения и перестраивать свои движения при изменении
темпа и ритма;
- в умении осуществлять построения и перестроения в соответствии с
задачами (в том числе и по диагонали), поставленными взрослым;
-в умении планировать свои движения при выполнении имитационных и
вольных упражнений, умении выступать индивидуально).
- в умении детей двигаться в соответствии с разнообразным характером
музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание
музыкальных фраз, передавать в движении сложный ритмический рисунок;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий проявляется в:
-учитывать выделенные педагогом ориентиры, выполнять движения по
подражанию, по образцу, заданному взрослым, по памяти;
- умение задавать вопросы, при возникновении трудностей взрослому или
партнеру по занятиям;
-

умение

согласованно

выполнять

общеразвивающие,

ритмико-

гимнастические и танцевальные упражнения в паре, в группе.
Познавательные универсальные учебные действия:
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
установления причинно-следственных связей проявляется в:

-умении принимать правильное исходное положение и совершать движения в
соответствии с содержанием и особенностями музыки;
- умении организованно строиться и перестраиваться (быстро, точно, в том
числе по диагонали);
-умении сохранять правильную дистанцию в колонне, в парах и в танце;
- умении самостоятельно определять нужное направление движения не
только по словесной инструкции педагога, но и по звуковым и музыкальным
сигналам;
- умении соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку,
выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
- стремлении правильно и точно выполнять упражнения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять

взаимный

контроль

в

совместной

деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
проявляется в:
- умении договариваться и приходить к общему решению в процессе
изучения танца, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умении согласованно выполнять необходимые действия, не разрушая
общего замысла танца, находясь в паре, в малой или большой группе.
Личностные универсальные учебные действия:
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха проявляются в:
- умении принимать помощь взрослого, в стремлении подражать движениям
взрослого в танце;
- умении замечать и исправлять свои ошибки, стремиться к многократным
повторениям определенных движений.
Критерии оценки дескрипторов метапредметных результатов.

Умение определять мелодию, ее темп, силу, ритм и подчинять свои
движения этим характеристикам музыки (регулятивные универсальные
учебные действия):
0 баллов - самостоятельно выполнять не может;
1 балл - с ошибками и неточностями справляется, требуется помощь
взрослого;
2 балла - справляется достаточно часто с минимальной помощью взрослого
или самостоятельно.
Умение принимать правильное исходное положение и совершать движения в
соответствии с содержанием и особенностями музыки (познавательные
универсальные учебные действия):
0 баллов - не умеет выполнять;
1 балл - умеет принимать исходное положение, старается совершать
движения в соответствии с музыкой, но получается редко;
2 балла - умеет принимать исходное положение, успешно совершает
движения в соответствии с музыкой.
В конце 1, 2 классов (1год обучения) обучающийся должен научиться:
- соблюдать требования к занятиям ритмикой, знать правила поведения на
занятиях, а также в малых группах и в парах;
- определять характер, темп и плавность у изменяющейся музыки;
- прохлопать предложенный ритмический рисунок и использовать это умение
в танцах, передавать ритм через похлопывания и притопывания;
- построениям (в колонну по диагонали, шеренгу, цепочку, круг, пары) и
перестроениям (в шеренги, в круг из шеренги и обратно, из колонны в пары и
обратно);
- ходьба, бег, маршировка, прыжки, поскоки под изменяющуюся музыку;
- отражать в ритмо-гимнастических и танцевальных движениях характер,
темп и динамику изменяющейся музыки;

- ставить ноги в соответствующую позицию из пяти по словесной
инструкции;
- ставить руки в соответствующую позицию (подготовительную, первую,
вторую, третью) по словесной инструкции;
- держать "линию танца";
- выполнять синхронные ритмо-гимнастические и танцевальные движения в
парах;
- выполнять ритмо-гимнастические упражнения и танцевальные движения не
только по показу взрослого, по опорным сигналам, но и по простым
словесным инструкциям;
- выполнять имитационные движения (отдельные и в миниатюрах);
- выполнять отдельные танцевальные шаги (приставной, галоп, полька,
русский переменный с припаданием), в том числе хороводные;
- выполнять танцевальные движения с предметами;
- выполнять различные танцевальные движения индивидуально под музыку;
- выполнять танцевальные движения с использованием музыкальных
инструментов (ложки, бубен, погремушка, барабан и т.д.);
- выполнять комплексы танцевальных движений и весь изученный танец;
- выполнять движения и одновременно декламировать стихи и известные
детские песни под музыку;
- соблюдать танцевальный этикет в процессе выступления на концертах
(держать осанку, улыбаться, быстро восстанавливать рисунок танца при
ошибках, организованно выходить на поклон и т.д.).
Контрольно-оценочные мероприятия:
Текущий контроль:
Активность на занятии:
5 - обучающийся с ЗПР активен на занятии, ему нравится выполнение
предложенных упражнений, переживает положительные эмоции,

распространяет их на окружающих детей в процессе групповой работы, не
обнаруживается ярких признаков усталости;
4 - в начале занятия активен, но к его окончанию появляются признаки
усталости, которые снижают проявление положительных эмоций;
3 - активность на занятии умеренная, эмоции преимущественно нейтральные,
признаки выраженной усталости обнаруживаются к концу занятия.
2 - активность на занятии недостаточная, утомляемость наступает быстро,
она дезорганизует деятельность, может проявлять негативные эмоции в
процессе занятия.
Правильность выполнения предлагаемых упражнений и танцевальных
композиций
5 - выполняет упражнения правильно по словесной инструкции, но требуется
повторения и уточнения;
4 - выполняет упражнение правильно по показу и по словесной инструкции
одновременно, только по словесной инструкции затрудняется.
3 - выполняет упражнение правильно по показу и личному объяснению
взрослого;
2 - затрудняется выполнять упражнения по показу взрослого в группе, может
только при индивидуальной работе.
Согласование движений с музыкой:
5 - согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом музыки,
гармонично выполняет упражнения, ошибки допускает редко;
4 - согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом музыки,
гармонично выполняет упражнения, но допускает 1-2 ошибки (сбивается
иногда с ритма, раньше начинает выполнять упражнение, чем зазвучит
музыка, заканчивает упражнение раньше, чем закончит звучать музыка);
3 - недостаточно согласовывает свои движения с мелодией, темпом, ритмом
музыки, допускает больше 2 ошибок, даже в коротких по времени
упражнениях;

2 - не согласовывает сои движения с музыкой, выполняет их, механически не
ориентируясь на мелодию, темп, ритм музыки.
Согласование движений, музыки, слова
5 - может согласовать движения, музыку и слово, ошибки единичны;
4 - может согласовать движения, музыку и слово, но только в очень коротких
упражнениях, ошибки единичны;
3 - испытывает трудности согласования движения, музыки и слова, ошибки
многочисленны, повторения не приводят к успеху, быстро наступает
утомляемость;
2 - не может согласовать движения, музыку и слово, такие упражнения не
доступны.
Рубежный контроль - успешность выступления на отчетных концертах,
праздниках, показательных выступлениях.
Итоговая оценка.
Оценка «отлично» ставится при соответствии перечисленным выше
требованиям

текущего

контроля

и

успешности

выступлений,

предусмотренных рубежным контролем.
Оценка «хорошо» ставится при наличии негрубых недочетов по выделенным
параметрам.
Оценка «удовлетворительно» ставится при соответствии минимальным
требованиям по всем выделенным параметрам.
Оценка

«неудовлетворительно»

текущего и рубежного контроля.

означает

несоответствие

требованиям

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
В соответствии с выделенными в АООП направлениями занятия ритмикой в
1,2 классах (1 год обучения) конкретизированы и обозначены следующими
разделами: «Музыка и движение», «Музыка и танец», «Музыка и народный
танец», «Музыка, танец и музыкальные инструменты», «Музыка, движение и
речь». Форма организации занятий - групповая.
Основные виды деятельности, которые реализуются на занятиях ритмикой
являются:

игры

под

музыку,

ритмико-гимнастические

движения,

танцевальные движения, восприятие музыки (определение ее характер,
темпа, плавности), общеразвивающие движения. Эти виды деятельности
относятся к обязательным и должны реализовываться практически на каждом
занятии.
Раздел "Музыка и движение" реализуется в течение первой четверти.
Необходимо изучить с обучающимися отдельные танцевальные движения и
сами танцы и игры под музыку, в которые нравится играть детям с ЗПР.
Также важно повторить работу в парах. Словесных инструкций при
выполнении

упражнений

становиться

больше.

К

прямому

показу

возвращаются при разучивании сложных танцевальных комплексов.
Разделы "Музыка и танец" и "Музыка и народный танец" реализуются в
течение всей второй четверти и часть третьей. Танцы, которые разучивают
обучающиеся с ОВЗ, усложняются за счет появления в танце нескольких
танцевальных

комплексов,

построений,

перестроений

и

включения

хороводов. Изучаются новые хороводные шаги и шаг польки. Танец может
осуществляться под музыку, изменяющуюся по темпу и ритму. Это
способствует развитию сложных моторно-сенсорных связей, которые
должны совершенствоваться у детей с ЗПР.
В третьей четверти еще завершается освоение раздела "Музыка и народный
танец" и реализуется следующий, более сложный раздел "Музыка, танец и
музыкальные

инструменты".

У

обучающихся

с

ЗПР

необходимо

формировать связь между музыкой и движениями (ритмико-гимнастические

упражнения, танец), движениями и речью (ритмодекламации). Основная
работа направлена на развитие «тройных» связей: музыки, танца и игры на
музыкальных

инструментах

или

декламации

песен

с

комплексом

танцевальных упражнений под музыкальное сопровождение.
Данный и следующий раздел "Музыка, движение, речь" посвящены
формированию именно таких сложных связей. Вся предварительная работа
проводится целенаправленно и должна способствовать их появлению и
закреплению. Поэтому вся четвертая четверть посвящена ритмодекламациям
и декламациям песен под музыку с выполнением сложных танцевальных
движений. Для более успешного выполнения таких заданий предлагается
сначала выполнять упражнения в хороводе. Это способствует более
быстрому закреплению сложных действий.
Изучение курса «Ритмика» тесно связано с изучением учебных предметов
«Музыка», «Физическая культура», а также курсом «Психокоррекционные
занятия». Его реализация может быть связана с выполнением программы
формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни, направленной на поддержание физического и психологического
здоровья обучающихся.
Курс

коррекционно-развивающей

области

«Ритмика»

традиционно

включается в содержание образования обучающихся с ЗПР. Он является
необходимым, потому что типичная для детей эмоциональная незрелость,
недостатки

регуляции,

незначительные

двигательные

расстройства,

проявляющиеся как моторная неловкость, достаточно легко корригируются в
ходе занятий ритмикой. Дети на занятиях приобщаются к музыке, учатся
воспринимать на слух средства музыкальной выразительности, усваивают
ритм и пр. Благодаря этому развивается не только чувство ритма,
музыкальный слух и память, эстетический вкус, но и создаются предпосылки
для прогресса в общем психологическом развитии.
Коррекционное значение занятий ритмикой заключается в первую очередь в
формировании

системы

произвольной

регуляции:

дети

соотносят

двигательную

активность

с

музыкой,

они

подчиняются

сложным

инструкциям, воспроизводя определенную последовательность движений, а
также

постепенно

(последовательность

автоматизируют
движений).

сложные

Улучшается

двигательные

также

акты

ориентировка

в

пространстве, в т.ч. ее базовый уровень – ориентировки в схеме тела.
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные
навыки, у них развивается мышечное чувство, координация, улучшается
осанка, повышается жизненный тонус.
Постепенно музыка и движение интегрируются с речевым сопровождением.
Последнее развивает слуховую память, способствует четкой артикуляции
звуков, выполняет психокоррекционную функцию. Отмечено, что занятия
ритмикой положительно влияют на состояние познавательной сферы, а также
развивают творческое воображение.
Музыкальные произведения подбираются таким образом, чтобы оказывать
дисциплинирующее и организующее воздействие. Характер произведений
подбирается в зависимости от состава обучающихся в конкретном классе,
доминирующего эмоционального состояния детей.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств
личности.

Выполняя

упражнения

на

пространственные

построения,

разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают
навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо
обращаться друг с другом.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 раз в неделю). По
продолжительности занятия в 1, 2 классах (1 год обучения) в соответствии с
АООП составляют 40 минут. Часы на
фиксированы в учебном плане.

реализацию курса «Ритмика»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1, 2классов (1год обучения)
№

Наименование раздела и темы урока

п.п.
Музыка и движение (8 ч)
1.

Разучивание танца «Летка-Енка»

2.

Разучивание танца «Летка-Енка»

3.

Ритмико-гимнастические движения. Танцевальные движения.

4.

Ритмико-гимнастические движения. Танцевальные движения.

5.

Основные позиции ног и рук при выполнении движений в паре.

6

Гимнастические композиции с построениями и перестроениями

7

Гимнастические композиции с построениями и перестроениями

8

Гимнастические композиции с построениями и перестроениями
Музыка и танец (7ч)

9.

Танцевальный шаг польки

10

Танцевальный шаг польки

11

Танцевальный шаг польки

12

Танцы с разными шагами для хоровода

13

Танцы с разными шагами для хоровода

14

Танцы с разными шагами для хоровода

15

«Потанцуем"
«Музыка и народный танец» (7ч)

16

Повторение изученных танцев

17

Народный танец с предметами

18

Народный танец с предметами

19

Танцевальная композиция на основе русского переменного шага и при
падания

20

Танцевальная композиция на основе русского переменного шага и при
падания

21

Сложный русский танец

22

Сложный русский танец
«Музыка, танец, музыкальные инструменты (4ч)

23

Сложный русский танец с использованием ложек

24

Сложный русский танец с использованием ложек

25

Сложный русский танец с использованием ложек

26

Повторение танцев
«Музыка, движение, речь» (8ч)

27
28
29
30
31
32
33
34

Повторение ритмодеклараций (под музыку и без музыки)
Декламация песен под музыку в танце. Изучение танца «Буратино»
Декламация песен под музыку в танце.
Изучение танца «Буратино»
Декламация песен под музыку в танце.
Изучение танца «Буратино»
Танец с индивидуальными выступлениями. Разучивание танца «Страна
зверей»
Танец с индивидуальными выступлениями. Разучивание танца «Страна
зверей»
Танец с индивидуальными выступлениями. Разучивание танца «Страна
зверей»
Повторение упражнений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».