Пояснительная записка В соответствии со Стандартами второго поколения начальная школа особый этап в жизни ребёнка, связанный с изменениями деятельности. Ведь именно в период младшего школьного возраста происходит переход от игровой деятельности к учебной. Ребёнок осваивает новую социальную позицию, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром. В этот период развивается потребность в общении, познании, и самовыражении. Другими словами происходит формирование универсальных учебных действий, которые позволят ребёнку получить социальное признание. В условиях возрастающей роли личности в социуме возникает необходимость научить детей самореализации и пробуждению веры в свои способности. Программа «Поделки из всякой всячины» позволит развить мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству. Именно в системе дополнительного образования происходит приобщение детей к различным видам прикладного творчества, а работы детей направлены на освоение умений и навыков, которые нужны каждому человеку всю дальнейшую жизнь Новизна и актуальность данной программы в том, что она составлена по интересам детей с учетом психолого-возрастных особенностей и ориентирована на достижение конкретных результатов, так задания построены по мере усложнения и идут по принципу: от простого к сложному. Данная программа отличается от уже существующих программ тем, что позволяет за два года обучения ребёнку 8-10 летнего возраста испытать свои силы в работе с различными материалами, и определиться, что ему наиболее интересно и подвластно. Кроме получения практических навыков дети - обучающиеся по данной программе получают возможность реализации коммуникативных навыков. Результатом обучения по данной программе является творческая работа обучающегося с использованием презентации. Рабочая программа «Поделки из всякой всячины» по внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса модифицирована и составлена на основе программы «Поделки из всякой всячины» Калининой Н.А. педагога дополнительного образования, с. Криулино Красноуфимского района 2009 г. По содержательной, тематической направленности программа является художественно-эстетической и долгосрочной по продолжительности. Рассчитана на 2 года обучения по 68 часов в год. Занятия 2 раза в неделю: по 2 часа (40 мин.). Программа предусматривает работу с детьми в возрасте от 8 до 10 лет с постоянным численным составом в количестве от 7 до 10 человек на базе МКОУ «Ювинская СОШ». Обучение может осуществлятся очно, очно-заочно, заочно, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Настоящая общеобразовательная программа курса дополнительного образования «Поделки из бросовых материалов» опирается на следующие нормативно- правовые документы: --Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; --Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ «Об образовании»; --Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; --Концепция развития дополнительного образования детей Распоряжение Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014 г.; --Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», --Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660) Программа обучения состоит из пяти тематических блоков, которые охватывают работу с различными видами творчества: 1. «Природная кладовая». 2. «Фантазии из бумаги». 3. «Чудеса из соленого теста» 4. «Остров ненужных вещей» 5. «Проектная деятельность» Раздел - проектная деятельность включен в программу обучения с целью приобщения детей к инновационной деятельности. Данный раздел знакомит обучающихся с основами изготовления творческих проектов, исследовательской деятельностью и позволяет развивать коммуникативные навыки при защите своих творческих проектов. Кроме этого в программу добавлен блок: « Традиции народной культуры» который, знакомит детей с народным наследием, с традициями, обрядами и основами народного декоративноприкладного творчества. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память. Ценность произведений народного декоративно-прикладного искусства состоит не только в том, что они представляют природный мир, материальную культуру, но еще и в том, что они являются памятниками культуры духовной. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая художественные национальные традиции, этот живой родник современной художественной культуры. По окончанию каждой пройденной темы есть выставочная деятельность. Этот раздел позволяет детям подготовить свои работы к выставке, оформить их и представить. Цель: создание условий для развития творческих способностей детей посредством интеграции прикладного искусства и компьютерных технологий. Формирование всесторонне интеллектуальной и духовно развитой личности ребенка. Задачи: Обучающие: 1.Изучить различные техники прикладного искусства, технологические процессы изучаемых техник, обработки нетрадиционных и природных материалов; 2.Овладеть опытом подбора цветовых сочетаний; 3.Обучить приёмам работы с различными инструментами, умению планировать и организовывать свою работу, приёмам самостоятельной разработки изделий; 4.Сформировать первичное представление о возможностях компьютера: устройство, стандартные программы, особенности информации; обучить простейшим навыкам пользования компьютером. Развивающие: 1.Развивать самостоятельность, способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи, рациональное отношение к используемым материалам; 2.Учить находить новое применение знакомым предметам, по – новому их оформлять и употреблять в быту; 3.Развить моторные навыки, образное мышление, внимание, память, фантазию, умение анализировать, делать выводы, развить творческий потенциала ребенка. Воспитательные: 1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, чувство коллективизма, культуры поведения и бесконфликтного общения, привить основы культуры труда. Программа «Поделки из всякой всячины» направлена на реализацию следующих педагогических идей: - формирование ценностных основ культурного наследия своей малой Родины и страны; -поиск своей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; -ориентация на решение проблем творческого и поискового характера. Педагогические принципы программы: 1. Любовь и уважение к ребёнку; 2.Личностно - ориентированный подход с учетом индивидуально-психологических особенностей; 3. Предоставление права на свободу выбора творчества; 4. Создание ситуации успеха. Методы обучения: - репродуктивный (воспроизводящий); - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); - проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения); - эвристический (проблемы ставятся детьми, ими и предлагаются способы ее решения; - интеграционный (проведение занятий с использованием различных средств искусства); - информационный (использование ПК, мультимедиа, интернета). Планируемые результаты освоения программы Дети учатся работать руками, учатся оценивать результат труда, стремятся к знаниям и красоте, оценивают труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия. Через это раскрывают свой скрытый внутренний потенциал, позволяющий решить вопрос самореализации творческого замысла. Требования к прогнозируемым результатам зависят от личности, ориентированной на приобретение культурных ценностей. В результате освоения содержания предлагаемого курса у обучающихся, предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов. Личностные: - осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира; - испытывать чувство гордости за свою малую Родину, страну; - испытывать уважительное отношение к труду и людям труда; - осознавать себя гражданином России; - объяснять, что связывает тебя с историей и культурой твоего народа и всей России; - искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; - уважать иное мнение; -вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Регулятивные: - определять цель учебной деятельности с помощью педагога и самостоятельно, искать средства её осуществления; - учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему творческого проекта; - составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с педагогом; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; - работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); - в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов; - понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные: - предполагать, какая информация нужна; -сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); - выбирать основания для сравнения, классификации объектов; - устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; - выстраивать логическую цепь рассуждений; - представлять информацию используя средства ИКТ. Коммуникативные: - организовывать взаимодействие работы в паре, группе (распределять работу, договариваться друг с другом и т.д.); - предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; - оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; - при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. - учиться подтверждать аргументы фактами; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. За период обучения воспитанники получают определенный объем знаний и умений. Для оценки результативности учебных занятий применяется входной, текущий и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся. Формы оценки: анкетирование, тестирование, собеседование с обучающимися и родителями. Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала. Форма оценки – текущие тестирование, анкетирование, собеседование, творческий зачёт. Итоговый контроль может принимать следующие формы: итоговые тестирования, анкетирование, защита творческого проекта. Формы проведения занятий № п/п Блоки программы Форма проведения Вводное занятие Беседа, инструктаж, презентация, физкультминутки, игра Беседы, практические занятия, инструктаж по ТБ, экскурсия. Беседы, практические задания, презентации, инструктажи по ТБ физкультминутки Беседы, инструктажи по ТБ, практические задания, презентации, физкультминутки, ярмарки. «Беседы, инструктажи по ТБ практические задания, физкультминутки, презентации, проектная деятельность Беседа, инструктаж по ТБ, физкультминутки, практические занятия, индивидуальные консультации защита творческих работ, презентация Анализ деятельности. Круглый стол 1. «Природная кладовая» 2. «Фантазии из бумаги» 3. «Чудеса из солёного теста» 4. «Остров ненужных вещей» 5. Проектная деятельность Итоговое занятие Формы подведения итогов № 1. Блоки программы Вводное занятие «Природная кладовая» 2. «Фантазии из бумаги» 3. «Фантазии из бумаги» Форма подведения итогов Фронтальная беседа Дидактические карточки, игра, выполнение дифференцированных практических заданий Фронтальная и индивидуальная беседы, терминологический диктант, выполнение практических заданий. Фронтальная и индивидуальная беседы, терминологический диктант, реферат, 4. «Чудеса из солёного теста» 5. Проектная деятельность Итоговое занятие выполнение практических заданий. Фронтальная и индивидуальная беседы, выполнение практических заданий, реферат. Индивидуальные беседы, презентации работ. Творческая защита. Анализ деятельности. Тестирование. Учебно-тематический план обучения № 1. 2. 3. 4. 5. Наименование темы Введение «Природная кладовая» «Фантазии из бумаги» «Чудеса из солёного теста» «Остров ненужных вещей» Итого: Кол-во часов 2 24 32 6 4 Теория 1 4 4 1 1 Практика 1 20 28 5 3 68 11 57 Содержание курса обучения Введение Знакомством с планом работы. Инструктаж по технике безопасности. Игра-путешествие по «Стране мастеров». 1.«Природная кладовая». Теоретическая часть: Знакомство с жителями чудесного леса — растениями, их листьями и семенами. Экскурсия в лес. Подготовка и хранение природного материала. Работа с природным материалом. Техника выполнения изделий из природного материала. Способы соединения деталей. Техника безопасности. Физкультминутка. Практическая работа: - моделирование из природного материала; - аппликация, коврик из семян; -плоскостное изображение «Подарки осени»; - объемные поделки из шишек и жёлудей; - букет из сухих цветов; - панно из семян и цветов; - композиция «Дары природы», коллективная работа; -аппликация из листьев и цветов; -аппликация из различных природных материалов; -поделки из сухих листьев; -тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Подготовка работ к выставке. Оформление итоговой выставки. Фантазии из бумаги Теоретическая часть: Бумага как художественный и конструктивный материал. Виды бумаги, назначение. Пластические свойства бумаги и основные способы ее формовки. Соединение ленточных форм и элементов. Особенности работы с бумагой, создание композиции, техника работы с бумагой. Способы формовки бумаги, гофрировка бумаги и декоративные формы из них. Правила сгибания и складывания. Основные правила вырезания. Технология плетения из бумаги. Отличие картона от бумаги. Разметка с помощью шаблона. Клеевое соединение деталей. Техника безопасности. Физкультминутка. Практическая работа: -скатывание в комок. Мозаика; - плетение из бумаги. Аппликация; - моделирование из картона. Рамочка; -аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги; -квиллинг: цветы, панно; -мозаика из сердечек; -обрывная аппликация не тему: «Времена года»; -композиция из выпуклых деталей оригами; -мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа; -моделирование цветов из бумаги и проволоки; -симметричное силуэтное вырезание; -оригами. Объёмные игрушки; -объёмная композиция из деталей оригами; -сюжетная композиция оригами на плоскости. Итоговое занятие. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Подготовка работ к выставке. Оформление итоговой выставки. Чудеса из соленого теста Теоретическая часть: Особенности работы с солёным тестом. Рецепты соленого теста. Как высушить поделку. Техника выполнения работ из соленого теста. Лепка плоских фигур. Лепка объемных фигур. Приёмы росписи красками. Особенности создания декоративных композиций. Техника безопасности. Физкультминутки. Практическая работа: -цветы. Ваза с цветами; -цветное тесто. Объемное панно; -забавные фигурки. Изготовление фигурок для коллективной композиции. Итоговое занятие. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Подготовка работ к выставке. Оформление выставки. Остров ненужных вещей Теоретическая часть: Что можно сделать из ненужных вещей? Знакомство с основными приемами работы с бросовым материалом. Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, бусины медная проволока, пластиковые формы. Как изготовить изделия из бросового материала. Вторая жизнь старых вещей. Техника безопасности. Физкультминутка. Практическая работа: поделки из бросовых материалов (фантиков, открыток, коробочек и т.д.): - цветы из пластиковых бутылок; -зготовление сувениров из дисков. Итоговая выставка «Мои успехи». Итоговое занятие. Подведение итогов, анализ изготовленных работ. Подготовка работ к выставке. 5. Проектная деятельность. Теоретическая часть: Разновидности проектов, их структура. Этапы работы над проектом. Составление технологических карт. Проектная документация. Практическая работа: - выбор темы для проекта; - составления плана для проекта; - работа с литературой; - составление технологии изготовления проекта; - подбор инструментов и материала; - изготовление проекта. - защита проекта. 6. Выставочная деятельность Рабочие выставки по итогам пройденной темы обучения: тематические, традиционные выставки, авторские выставки обучающихся. Практическая работа: - подготовка изделий к выставке; - оформление изделий; - представление изделий на выставке. - анализ деятельности. Учебный план обучения 1-2 Практика Наименование раздела, темы. Теория № п/п Всего Количество часов Введение 2 ч. Введение. Инструктаж по Т.Б. 2 1 1 1 1 Природная кладовая 24 ч. Моделирование из природного материала. 2 5-6 Аппликация коврик (из семян) 2 7-8 2 1 1 2 1 1 11-12 Плоскостное изображение «Подарки осени». Объемные поделки из шишек и жёлудей. Букет из сухих цветов. 2 2 13-14 Панно из семян и цветов. 2 2 15-16 Композиция «Дары природы». Коллективная работа. Аппликация из листьев и цветов. 2 2 2 2 Аппликация из различных природных материалов. Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Поделки из сухих листьев. 2 2 2 2 2 2 2 1 1 27-28 Тематические композиции. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность. «Фантазии из бумаги» 32 ч. Скатывание в комок. Мозаика. 2 1 1 29-30 Плетение из бумаги. Аппликация. 2 31-32 Моделирование из картона. Рамочка. 2 33-34 Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги. 2 3-4 9-10 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 2 2 1 1 2 Формы проведения, аттестации/ контроля Беседа, рассматривание поделок, фото; инструкции Беседа, экскурсия, наблюдения за природой Беседа по инструкционной карте Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Беседа, практическая работа Рассматривание вырезок из журналов, практическая работа Беседа, рассматривание образца, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа 35-36 Мозаика из сердечек. 2 2 37-38 Обрывная аппликация не тему: «Времена года». 2 2 39-40 Композиция из выпуклых деталей оригами. 2 41-42 Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа. 2 2 43-44 2 2 45-46 Моделирование цветов из бумаги и проволоки. Квиллинг: цветы, панно. 47-48 Симметричное силуэтное вырезание. 2 2 49-50 Оригами. Объёмные игрушки. 2 2 51-52 Сюжетная композиция оригами на плоскости. 2 2 53-54 Динамическая открытка с аппликацией. 2 2 55-56 Игрушки из картона с подвижными деталями. 2 2 57-58 Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа. 2 2 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 Чудеса из соленого теста 6 ч. Рецепты солённого теста. Т.Б. Особенности работы с солённым тестом. Цветы. Ваза с цветами. Объемное панно. Цветное тесто. Забавные фигурки. Изготовление фигурок для коллективной композиции. Остров ненужных вещей 4 ч. Цветы из пластиковых бутылок. Изготовление сувениров из дисков. Итоговая выставка «Мои успехи». 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 2 рассматривание иллюстраций, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа Презентация, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа Презентация, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа рассматривание иллюстраций, практическая работа распределение материала, индивидуальные консультации беседа по инструкционной карте, практическая работа презентация, практическая работа распределение материала, индивидуальные консультации, практическая работа беседа, рассматривание иллюстраций, практическая работа подведение итогов, практическая работа Планируемые результаты реализации программы Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы: интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни; выраженной познавательной мотивации; устойчивого интереса к новым способам познания. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; самостоятельно находить варианты решения творческой задачи. Коммуникативные универсальные учебные действия Учащиеся смогут: допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; контролировать действия партнёра. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; владеть монологической и диалогической формой речи; осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; высказываться в устной и письменной форме; анализировать объекты, выделять главное; осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения об объекте. Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. Интернет ресурсы Для учителя http://academy.cross-kpk.ru/bank/6/002/solenoe_testo.htm http://strekoza72.blogspot.ru/2010/08/blog-post_2414.html http://nitochka09.ru/blog/43373213245/Igolnitsyi-i-nemnogo-istorii http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/05/12/avtorskaya-obrazovatelnaya-programmadopolnitelnogo-obrazovaniya http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-dekorativno-prikladnogo-tvrochestva-v-hudozhestvenoyesteticheskom-razviti-detei.html Литература 1.Винокурова И. К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Педагогический поиск. 2010 2. Гулянц Э. К., Базик И. К. Что можно сделать из природного материала. - М.: Просвещение, 2012 3. Давыдова Г. Н.Детский дизайн - Поделки из бросового материала. - М.: Просвещение. 2012 4. Скребцова Т. О. Солёное тесто. Идеи для интерьера. Панно, фотографии, миниатюра.2011 5. Сластенин В.А. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2014 6. Стародуб К. Игрушки и поделки из природных материалов. 2010 7. Шухова. Поделки из всякой всячины. - М.: Айрис, 2014 8. Щебдыкин И. К. Романина В. П. КатаковаИ.И. Аппликационные работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 2010 9. Информатика в начальной школе// Начальная школа; 2010, №11.