Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальный отдел управления образования Муниципальное образование Красноуфимский округ Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Ювинская средняя общеобразовательная школа» Согласовано Председатель методического совета Н.Н.Сташкина « 27 » августа 2020 г. протокол № 8 Утверждаю Директор МКОУ «Ювинская СОШ» Н. А. Исакова « 27 » августа 2020 г приказ № 59 . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Финансовая грамотность» ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ для обучающихся 8- 9 классов село Юва 2023 г. Пояснительная записка Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов: 1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ: - от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915); - от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937); 2. Учебный план МОУ «Ювинская СОШ» 3. Календарный учебный график МКОУ «Ювинская СОШ» 4. Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс : Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2019 г Методическое пособие: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение»,2017; Рабочая тетрадь.. В.В.Чумаченко, А.П.Горяев. Основы финансовой грамотности. Просвещение, 2018 Актуальность определяется необходимостью экономического образования обучающихся в современных условиях рыночной экономики. Сегодня заказ российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается как обязательный элемент современного образования. В связи с развитием рыночных отношений важное значение приобретает проблема формирования личности учащегося, способного принимать взвешенные решения, находить рациональные пути в условиях выбора. Программа составлена с учетом уровня общегуманитарной, психологической подготовки, а также специфики подросткового восприятия. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг. Курс рассчитан на 34 часа в каждом классе, всего 68 часов за два года обучения. Цель: формирование основ финансовой грамотности у обучающихся 8-9 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др. Задачи: Личностные: — формировать ответственность за принятие решений в сфере личных финансов; —пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. - понимать принципы функционирования финансовой системы современного государства; - понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами; - понимать права и обязанности в сфере финансов. Метапредметные: — сформировать умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; —овладеть умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; — овладеть умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; — сформировать умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; — уметь осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; — сформировать коммуникативной компетенции: вступать в коммуникацию со сверстниками и педагогом, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. Образовательные: - понимать основные принципы экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; - понимать и правильно использовать экономические термины; - освоить приёмы работы с экономической информацией, её осмысление; проводить простые финансовые расчёты. - применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области семейной экономики: знать источники доходов и направления расходов семь, уметь составлять простой семейный бюджет; знание направления инвестирования и способы сравнения результатов на простых примерах; - делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения. Планируемые результаты: Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов; • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности. • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете. Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: Познавательные: • сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения; • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки; • владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов; • сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами; умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки; сформированность коммуникативной компетенции: • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; • анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников. • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Регулятивные: • понимание цели своих действий; • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно; • проявление познавательной и творческой инициативы; • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка; • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Коммуникативные: • составление текстов в устной и письменной формах; • готовность слушать собеседника и вести диалог; • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются: • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система; • владение знанием: • структуры денежной массы • структуры доходов населения страны и способов её определения • зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи • статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции • основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц • возможных норм сбережения • способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации • видов страхования • видов финансовых рисков • способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач • способов определения курса валют и мест обмена • способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ. • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; • развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Содержание программы Личное финансовое планирование Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала. Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив. Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека. Составление текущего личного финансового плана. Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре. Депозит Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски. Кредит Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту. Расчетно-кассовые операции Банковская система Банковская ячейка. Онлайн-банк. Дорожные чеки. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Страхование Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату. Инвестиции Что такое инвестиции и как они работают. Инвестиции в человека и бизнес. Виды доходов по инвестированию .Финансовые посредники и инвестиционный портфель. Типичные ошибки при инвестировании. Пенсии. Понятие «пенсия», виды пенсий. Пенсионная система в РФ. Корпоративные пенсионные программы. Как приумножить пенсию. Налоги Необходимость уплаты налогов. Виды налогов в РФ. НДФЛ. Налоговые вычеты. Федеральные, региональные и местные налоги. Финансовые махинации. Как защитить банковские карты. Махинации с кредитами. Как защитить себя от мошенников. Финансовые пирамиды. Тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» № урок а Название изучаемой темы Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме 1. Вводный урок (1 ч) 1 Вводный урок Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Знать роль предмета Глава 1. Личное финансовое планирование (8 ч) 2 Человеческий капитал Знать понятие «деньги», их функции, виды. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала 3 Принятие решений Принятие решений о личном финансировании. Уметь создавать личный финансовый план достижения целей 4-5 Домашняя бухгалтерия Уметь создавать личный финансовый план достижения целей. Принятие решений о личном финансировании. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. 6-7 Составление личного Уметь объяснять, что такое потребление, что финансового плана является основными источниками доходов 8 Кейс Использование SWOT – анализа для выбора карьеры 9 Обобщение темы «Личное финансовое планирование» Повторение Главы 1 10 Накопления инфляция 11 Что такое депозит и какова его природа? Глава 2. Депозит (6 ч) и Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам Способы начисления процентов по депозитам. 12- Условия депозита Знакомиться с условиями и содержанием 13 депозита. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. 14 Управление рисками по Вычислять простые и сложные проценты по депозиту депозиту. Приводить примеры виды банковских депозитов. Плано вые сроки Факти ческие сроки 15 Обобщение темы «Депозит» Повторение Главы 2 Глава 3. Кредит (10 ч) 16 Что такое кредит? Знать понятие кредит. 17- Основные Знакомство с основными характеристиками 18 характеристики кредита кредита. Знать необходимые документы при оформлении кредита. 19- Как выбрать наиболее Научиться анализировать и сравнивать условия по 20 выгодный кредит кредиту в различных банках 21 Как уменьшить стоимость кредита Уметь характеризовать особенности кредита в России; приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя 22 Типичные ошибки при Уметь приводить собственные примеры; давать использовании оценку изученному явлению кредита 23 Кейс Разбор кейс задания «Покупка машины» 24 Практикум Решение задач 25 Обобщение темы «Кредит» Повторение Главы 3. Дискуссия по заявленным вопросам Глава 4. Расчетно-кассовые операции (8 ч) 26- Хранение, обмен и 27 перевод денег 2829 3031 Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации Различные виды Знакомство с выбором банковской карты. платежных средств Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов Формы дистанционного Применение пластиковых карт в расчетах и банковского платежах, различие между дебетовыми и обслуживания кредитными картами. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками 32 Практикум 33 Обобщение темы «Расчетно-кассовые операции» 34 Повторение курса Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты» Повторение Главы 4. Фронтальный опрос Резерв по курсу 8 класса – 1ч Повторение ранее пройденного материала. Кейсигра 9 класс – 34 ч Глава 5. Страхование (8 ч) 35 Повторение Повторение пройденного в предыдущем году пройденного материала материала 36 Что такое страхование? Знакомство с понятиями страхования, страхователь, страховка, страховщик, договор страхования. Знакомство ведущими страховыми компании в России. Оценка роли обязательного и добровольного страхования в жизни человека 37 Виды страхования Знакомство с видами страховых продуктов. Анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя. Составление таблицы «Страховые продукты с учетом интересов страхователя» 38- Как использовать Знать особенности личного страхования. 39 страхование в Алгоритм поведения страхователя в условиях повседневной жизни? наступления страхового случая 40 Выбор страховой компании 41 Кейс 42 Обобщение темы «Страхование» Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов Решение кейса «Страхование жизни» Повторение Главы 5. Глава 6. Инвестиции (8 ч) 43 Что такое инвестиции? Знакомство с понятием инвестирования. Анализ информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка 44- Как выбирать активы 45 Знакомство с инструментами личного финансирования на финансовых рынках и их особенности. Составление и анализ схемы «Структура рынка капитала» 46- Как делать инвестиции Расчет доходности методом простых и сложных 47 процентов 48 Денежный рынок и рынок капиталов 49 Кейс «Куда вложить деньги» 50 Обобщение темы «Инвестиции» Знакомство с ценными бумагами, видами ценных бумаг, операции на рынке ценных бумаг. Расчет доходности методом простых и сложных процентов. Анализ различных способов размещения средств потребителя и их преимущества и недостатки. Практическая работа с дополнительным материалом Повторение Главы 6. Деловая игра Глава 7. Пенсии (5 ч) 51- Пенсионная система 52 53 Как сформировать частную пенсию Знакомство с понятием пенсии. Анализ информации о видах пенсии. Анализ корпоративных пенсионных программ Вычет размера пенсии. Знакомство с инструментами получения пенсии 54 Как сформировать частную пенсию Знакомство с программами накопления и приумножения пенсионных сбережений 55 Обобщение темы «Пенсии» Повторение Главы 7. Мини-дискуссия Глава 8. Налоги (5 ч) 56- Налоги. Виды налогов 57 58- НДФЛ 59 Знакомство с понятием налоги. Формирование базовых знаний о налоговой системе РФ как инструменте государственной экономической политики. Составление схемы «Налоги их виды» Расчет налогового вычета по НДФЛ. Расчет НДС. Функции налогов. Налоговый вычет. Местные налоги. 60 Практикум «Как рассчитать НДФЛ» Выполнение индивидуальных заданий Глава 9. Финансовые махинации (6 ч) 61 Махинации с банковскими картами Анализ рисков банковским картам. Оценка средств защиты банковских карт. Составление алгоритма действий, если вы стали жертвой мошенников. Вычисление степени рисков. 62- Махинации с кредитами Анализ типичных махинаций с кредитами. 63 Вычисление степени рисков. Составление алгоритма действий, если вы стали жертвой мошенников 64 Махинации с Знакомство с мошенническими инвестициями инвестиционными предложениями. Анализ признаков финансовых пирамид. Вычисление степени рисков 65 Кейс «Заманчивое Выполнение индивидуальных заданий предложение» 66 Тренинг Формирование навыков безопасного потребителя на финансовом рынке Резерв по курсу 9 класса - 2 67- Игра «Я финансово68 грамотный гражданин» Уметь использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Литература для учителя: Аведин В. Азбука финансовой грамотности. Режим доступа: http://www.finbook.biz/book/azbuka-finansovoi-gramotnosti Алмосов А. П. Как сохранить, чтобы не потерять / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы). Алмосов А. П. Кредиты, которые нас разоряют / А. П. Алмосов, Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС, 2012. – 28 с. – (Простые финансы). Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей/ Евгения Блискавка.-М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80с. Брехова Ю. В. Как распознать финансовую пирамиду / Ю. В. Брехова. – Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2011. – 24 с. – (Простые финансы). Горячев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. М., 2019 Зеленцова А. В., Блискавка Е. А., Демидов Д. Н. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. [Электронный ресурс].– URL: http://fanread.ru/book/10072793/. – Дата обращения: 10.10.2015. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.misbfm.ru/node/11143. – Дата обращения: 10.10.2018. Рабочая тетрадь к учебному курсу. Управление личными финансами: теория и практика: учеб.-метод. пособие / под ред. А. П. Алмосова, Ю. В. Бреховой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала ФГБОУ ВПО РАНХиГС, 2013. – 80 с. Литература для обучающихся: Биденко С. «Хочу зарабатывать. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка». М., 2010 Годфри Дж. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами». М., 2006 Гудвин М. «Экономикс». М., 2018 Джерри Бейли, Фелиция Ло. «Твои деньги». М., 2012 Кийосаки Р. «Богатый папа, бедный папа для подростков». М., 2018 Савенок В. «Как составить личный финансовый план». М., 2011 Шефер Б. «Мани или азбука денег». М., 2019 Интернет ресурсы: www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики. www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа. www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики». www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединённая биржа. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ. www.cbr.ru - Центральный банк РФ. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ. www.wto.ru – Всемирная торговая организация. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк. www.imf.org – Международный валютный фонд.