Положение о наставничестве

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
Протокол № 7
«30» август 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 66/2 от 30 август 2021 г.
по муниципальному казенному
общеобразовательному учреждению
«Ювинская средняя общеобразовательная
школа» Красноуфимского района
Свердловской области
Директор школы ______ Н.А.Исакова

Положение о наставничестве
1.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ «Ювинская СОШ» (далее
- Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г.
№ 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями),
во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года №
P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися».
1.2. Подлежащая внедрению в МКОУ «Ювинская СОШ» Целевая модель
наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную
деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным
программам (далее - Целевая модель) нацелена на достижение результатов федеральных
и региональных проектов «Современная школа»,
«Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального
образования)» и «Уcпex каждого ребенка» национального проекта «Образование».
1.3. Настоящее Положение разработано в целях обеспечения взаимодействия
школы, внедряющей Целевую модель, с организациями (предприятиями) реального
сектора экономики, учреждениями культуры и науки, в том числе организациямипартнерами – участниками сетевого взаимодействия, а также общественными
объединениями, в том числе имеющими своей целью решение задач патриотического и
военно-патриотического воспитания детей и молодежи.
1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и
наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных
отношений в деятельности наставничества.

2. Термины и определения
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программы наставничества в Лицее.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их
действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования
компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие,
основанное на доверии и партнерстве. Может осуществляться как в индивидуальной
(«наставник-наставляемый»), так и в групповой («наставник- группа наставляемых»)
форме.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен
термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее
социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Школьное сообщество (сообщество Лицея) – сотрудники образовательной
организации, обучающиеся, их родители, выпускники и иные субъекты, объединенные
стремлением внести вклад в развитие организации и действующие совместно ради этой
цели.
Тандем – пара «наставник-наставляемый». Термин используется в практике
наставничества, подчеркивая способ достижения успеха – только совместными усилиями.
Родитель/законный представитель – юридически значимый для наставляемого
взрослый, который должен быть включен в программу (даже в качестве пассивного
участника).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью внедрения Целевой модели является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью
также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до
18 лет, проживающих на территории Российской Федерации, в программы
наставничества.
3.2. Задачи реализации целевой модели наставничества:
● улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной,
спортивной и других сферах;

● подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями
которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность,
информационная насыщенность;
● раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
● создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов,
увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
● формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности
4. Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество в школе организуется на основании приказа директора.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор,
заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе.
4.3. Куратор наставничества назначается приказом руководителя школы в
соответствии с критериями. В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и
наставляемых, организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов
реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации
и получение обратной связи от участников и партнеров программы.
4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой,
назначаемой приказом директора.
4.5. Программа наставничества в школе реализуется в ходе работы куратора с
базами наставляемых и наставников. Формирование баз наставников и наставляемых
осуществляется куратором во взаимодействии с педагогическими работниками школы,
классными руководителями,
родителями/законными
представителями
несовершеннолетних на основании информации о потребностях, обучающихся и
педагогов как потенциальных участниках программы.
4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся по программам начального и
среднего общего образования на условиях свободного вхождения в выбранную программу
и согласия родителей/законных представителей, а также педагоги.
База наставляемых формируется из
4.6.1. обучающихся, обладающих следующими характеристиками:
- проявившие выдающиеся способности, повышенный интерес к определенным
предметам, который может определить профессиональный выбор;
- желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными
компетенциями и т.д.;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы;
- демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
- имеющие проблемы с поведением;
- попавшие в трудную жизненную ситуацию;
4.6.2. педагогов, обладающих следующими характеристиками:
- молодые специалисты;
- не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы.
4.8. Наставниками рассматриваются:

− обучающиеся, мотивированные помочь другим в образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах;
− педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы.
4.9. К наставнической деятельности в школе допускаются лица, соответствующие
критериям психологической, педагогической, профессиональной подготовки, при условии
прохождения ими обучения.
4.10. Эффективность работы наставника определяется наличием прогресса у
наставляемого в области эмоциональной удовлетворенности, изменения поведения,
компетенций, результатов, значимых для школы, по результатам мониторинга и анализа
индивидуального маршрута наставляемого.
4.11. Участие наставника и наставляемых в программе наставничества
основывается на добровольном согласии. Наставники утверждаются при наличии
заявления от них, по результатам анкетирования и собеседования при их соответствии
критериям, с оформлением портфолио.
4.12. База наставляемых и база наставников составляется при условии заполнения
участниками согласия на обработку персональных данных. Базы могут меняться в
зависимости от потребностей школы в целом и от потребностей участников
образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей/законных
представителей.
4.13. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы, а также соглашения наставников,
наставляемых (и наставников в случае реализации формы «ученик-ученик») их
родителей/законных представителей несовершеннолетних наставляемых.
4.14. Формирование тандемов/ групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора школы.
5. Реализация целевой модели наставничества.
5.1. Целевая модель внедряется в процессе реализации программы наставничества,
создаваемой на период не более 1 календарного года проектной группой, назначаемой
приказом директора.
5.2. Программа включает в себя перечень форм наставничества, выбранных
педагогическим коллективом, исходя из образовательных потребностей школы. Данные
формы и схемы их реализации представляются на педагогическом и родительском
советах, встречах с сообществом школы, ученической конференции.
5.3. Количество наставляемых, закрепленных за наставником, не может превышать
5 человек.
5.4. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник –
наставляемый».
•
Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого.
•
Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого.
•
Встреча – планирование рабочего процесса, составление индивидуального
маршрута, наставляемого.
•
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•
Заключительная встреча наставника и наставляемого.
5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют приведении
встречи-планирования в согласовании с куратором, не реже 1 раза в месяц согласно
индивидуальному маршруту наставляемого.

5.6. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на
него обязанностей по осуществлению наставничества приказом директора школы в
случаях:
1) письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей по
осуществлению наставничества;
2) невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на
него обязанностей;
3) письменного мотивированного ходатайства обучающихся школы;
4) производственной необходимости по месту работы наставника либо по иным
уважительным причинам личного характера.
5.7. Индивидуальный маршрут наставляемого утверждается куратором.
6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1. Под мониторингом реализации программы наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период
наставничества (1 раз в полугодие, не позднее 20 марта (промежуточный) и 20 мая
(итоговый)). В ходе проведения мониторинга отметки не выставляются.
6.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей:
• оценка качества процесса реализации программы наставничества;
• оценка мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
6.4. Оценка качества реализации программы наставничества в школе направлена
на:
 изучение (оценку) качества программы наставничества,
сильных
и
слабых
сторон,
качества
совместной работы
тандемов/групп
посредством
проведения куратором ЅWОТ-анализа;
 выявление соответствия условий реализации программы наставничества
требованиям и принципам Целевой модели;
 Оценка качества реализации программы наставничества также осуществляется
на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией
наставнической деятельности в школе. Данные анкеты заполняются на заключительном
этапе программы.
6.5. Для уточнения данных оценочных методик могут быть использованы архивные
данные (школьные оценки и данные о посещаемости, рецидивы и статистику
правонарушений, данные включенного наблюдения, отзывы участников образовательной
и наставнической деятельности и др.).
6.6. Результаты мониторинга являются основанием для оценки работы наставника.
В период завершения программы наставник оформляет отчет в свободной форме, где
отмечает успехи, достигнутые в реализации программы, сложности и перспективы
развития наставляемого.
6.7. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в школе на его
сайте размещается и своевременно обновляется следующая информация:
 перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы
наставничества ОО;
 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.

7. Обязанности и права куратора
7.1. Обязанности куратора:

формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;

координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества
школы;

организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы;

подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение руководителю школы;

оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;

мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных
маршрутов, наставляемых;

своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой
модели по запросам органов управления образования;

получение обратной связи от участников Программы и иных причастных к ее
реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;

анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в коле и участие в его распространении.
7.2. Куратор имеет право:
 запрашивать документы (индивидуальные маршруты наставляемых,
заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и
оценки) от участников Программы;
 организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и
др.);
 вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы
школы,сопровождающие наставническую деятельность;
 инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в школе;
 принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
 вносить на рассмотрение руководству школы предложения о поощрении
участников Программы;
 принимать участие в организации взаимодействия тандемов/групп;
 на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества
и высокого качества Программы.
8. Обязанности и права наставника:
8.1. Наставник обязан:
• Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности.
• Разработать совместно с наставляемым индивидуальный маршрут.
• Проводить мероприятия с наставляемым в соответствии с индивидуальным
маршрутом в различных формах (встречи, практикумы, тренинги, тренировки, мастерклассы и т.п.) и контролировать его самостоятельную работу.
•
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и
определить векторы развития.
•
Формировать
наставнические
отношения
в
условиях
доверия,
взаимообогащения и открытого диалога.

•
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели,
обсуждая с ним долгосрочную перспективу.
•
Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать на
риски и противоречия.
•
Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию,
стимулировать развитие у наставляемого индивидуального видения.
•
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивировать его.
•
Личным примером развивать положительные качества наставляемого,
привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора
•
Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной работе с
предложениями и выводами.
8.2. Права наставника.
•
Обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и
дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества;
за
организационно-методической
поддержкой
и
психолого-педагогическим
сопровождением;
•
Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением и
воспитанием наставляемых, в том числе вносить предложения руководителю школы об их
поощрении.
•
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
•
Проходить обучение.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
9. Обязанности и права наставляемого:
9.1. Обязанности наставляемого.
• Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных
нормативных актов, Устава школы, определяющих права и обязанности.
• Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут.
• Выполнять задания индивидуального маршрута.
• Выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального маршрута, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;
• Отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий индивидуального маршрута);
• Сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов индивидуального плана.
• Проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к
учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
• Принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества
школы.
9.2. Права наставляемого.
• Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

• Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
• При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору Программы в школы.
• Пользоваться имеющимися в школе ресурсами, обеспечивающими выполнение
индивидуального плана.
• В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с выполнением индивидуального маршрута; запрашивать
интересующую информацию;
• Рассчитывать на психологическое сопровождение.
• Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
• Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
10. Формы и условия поощрения наставников.
10.1. Мероприятия по популяризации роли наставника.
 Организация и проведение в школе тематических конференций.
 Создание тематической рубрики на сайте школы с целью информационной и
методической поддержки программы;
 Награждение грамотами школы «Лучший наставник»;
 Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат
школы.
 Руководство школы вправе применять иные методы нематериальной и
материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и
повышения его эффективности.
10.2. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в школе на его
сайте размещается и своевременно обновляется следующая информация:
− перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы
наставничества школы;
− анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
11. Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
• Положение о наставничестве в школе;
• Программа наставничества в школе;
• План реализации целевой модели наставничества в школе («Дорожная карта»)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».