Положение о профессиональных пробах и социальных практиках обучающихся docx

СОГЛАСОВАНО:
Педагогическим советом
Протокол № 7
«27» август 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО
приказом № 59/2 от 27 август 2020 г.
по муниципальному казенному
общеобразовательному учреждению
«Ювинская средняя общеобразовательная
школа» Красноуфимского района
Свердловской области
Директор школы ______ Н.А.Исакова

Положение о профессиональных пробах и социальных практиках
обучающихся МКОУ «Ювинская СОШ»
1.

Общие положения.

1.1. Настоящее

Положение устанавливает цели и задачи проведения профессиональных
проб и социальных практик на уровне среднего общего образования в условиях
взаимодействия
образовательной организации с
организациями,
являющимися
социальными партнерами образовательной организации, а также на базе образовательной
организации. Настоящее положение определяет порядок организации профессиональных
проб и социальных практик, особенности определения педагогической нагрузки и зон
ответственности педагогов по данному направлению деятельности.
1.2. В качестве правовой основы Положения выступают:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012
№273-ФЭ) с изменениями;

Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утверждён приказом Министерства образования и
науки Российской
Федерации от 17.12.2010г.,№ 1897);

Федеральный
государственный образовательный стандарт среднего (полного)
общего образования (утверждён приказом Министерства образования и
науки
Российской Федерации от 17.05.2012г.,№413) с изменениями и дополнениями;

Основная
образовательная
программа
основного
общего
образования,
утверждённая приказаом директора № 58/1 от 26. 08. 2020 г.;

Адаптированная основная образовательная программа основного общего
образования для обучающихся с ЗПР, утверждённая приказаом директора № 58/1 от 26. 08.
2020 г.

Основная образовательная программа среднего общего образования, утверждённая
приказаом директора № 58/1 от 26. 08. 2020 г.
1. 3. Социальная практика - это образовательная деятельность, направленная на развитие
социальной компетентности, социальных навыков, формирование и отработку
индивидуальной модели социального поведения, получения опыта социального
действия.
1.4. Профессиональная проба - это завершенный вид учебно-трудовой деятельности
обучающихся, моделирующий элементы определенного вида технологического
(производственного) процесса и способствующий формированию целостного
представления о содержании
конкретной профессии или группы родственных
профессий.

Профессиональные пробы и социальные практики организуются для оказания помощи
обучающимся в выборе профессии или построении персонального профессионально –
образовательного маршрута.
1.5. Организация профессиональных проб и социальных практик при социальном
партнёрстве осуществляется с использованием кадровых, информационных, материальнотехнических, учебно-методических ресурсов образовательной организации, а также
организаций, участвующих в реализации программ профессиональных проб и социальных
практик. Порядок и условия взаимодействия организаций при осуществлении форм
реализации профессиональных проб и социальных практик определяются договором
(соглашением) между партнёрами.
1.6. Социальная практика и профессиональные пробы являются обязательной частью
внеурочной деятельности учащихся на уровне среднего общего образования и включаются
в ООП СОО.
1.7. Виды социальной практики и профессиональных проб:
 внешняя – на предприятиях, в организациях и учреждениях муниципальногообразования ГО
Красноуфимск и МО Красноуфимский округ;

внутренняя – в пределах образовательной среды школы.
1.8. Места прохождения профессиональных проб:

МКОУ «Ювинская СОШ»,

организации системы образования,

организации системы здравоохранения;

организации системы социальной защиты населения;

организации судебной системы;

организации налоговой системы;

организации банковской системы;

органы МВД;

учреждения культуры;

муниципальные органы самоуправления;

агропромышленный комплекс;

промышленные предприятия;

средства массовой информации;

др.
1.9. В качестве социальной практики могут быть следующие формы общественно-значимой
деятельности учащихся:

организация и проведение мероприятий для социума микрорайона;

создание и реализация проектов социальной направленности, в том числе в
рамках общероссийского движения школьников РДШ;

деятельность по профилактике социальных угроз: курения, употребления
спиртных напитков, наркомании, сквернословия;

деятельность по организации активного отдыха учащихся разных возрастов в
выходные и каникулярные дни;

участие в акциях по защите животных;

участие в социально-значимых формах реализации творческой активности
учащихся (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках и т.д.);

деятельность по сохранению экологического баланса на территории школы и
микрорайона;

практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и
организациях по реализации программ инициатив, имеющих социальнозначимые ценности;














осуществление помощи в работе молодежных бирж труда, отдела по
молодежной политике и взаимодействия с общественными организациями
муниципального образования;
социально ориентированные акции, на основе взаимодействия с общественными
организациями и движениями, осуществляющими гуманитарную и
просветительскую деятельность;
занятость общественно полезным трудом по благоустройству населенного
пункта, территории образовательной организации;
участие в мероприятиях учреждений культуры и спорта, оказание помощи в
работе музеев, библиотек, детских площадок и стадионов, в охране памятников
культуры;
участие в волонтерском движении;
участие в шефстве над воспитанниками учреждений дошкольного образования,
младшими школьниками, оказание помощи в организации их досуга и
занятости во внеурочное и каникулярное время;
практическая работа в детских и молодежных общественных объединениях и
организациях по реализации их программ и инициатив, имеющих социальнозначимую ценность;
участие в конференциях, конкурсах, проводимых учреждениями среднего
профессионального и высшего профессионального образования;
работа в музеях;
работа в СМИ;
организация и проведение предметных и тематических мероприятий для
учащихся школы;
деятельность по развитию ученического самоуправления в школе
(индивидуальный уровень, уровень класса, уровень ученического коллектива,
общешкольный уровень), др.

2. Цель и задачи профессиональных проб и социальных практик.
2.1. Профессиональные пробы и социальные практики организуются для обеспечения

сознательного выбора обучающимися направления профессиональной деятельности, для
приобретения опыта взаимодействия в разных социальных ролях с различными
представителями социума.
2.2. Задачи:
– углубленное знакомство школьника с профессией или классом профессий в практикоориентированной деятельности, моделирующий элементы определенного вида
(видов) технологического (производственного) процесса;
– формирование первичного социального, практического опыта общения и
взаимодействия в разных социальных и профессиональных сферах;
– оказание помощи в выборе образовательного маршрута, сферы будущей
профессиональной деятельности.
3. Организация социальных практик и профессиональных проб.
3.1. Порядок организации профессиональных проб и социальных практик определяется
местом её проведения и содержанием. Они могут проводиться как в очном, так и
дистанционном формате (онлайн).
3.2. Непосредственную организацию прохождения профессиональных проб и социальной
практики обучающимися, определение регламента, оценочных процедур осуществляет
образовательная организация (школа).

МКОУ «Ювинская СОШ» обеспечивает:
разработку и утверждение программы (плана) профессиональной пробы (и социальной
практики) либо экспертизу и утверждение программы профессиональной пробы в случае
ее разработки специалистами иных организаций, предусматривающей прохождение
обучающимися профессиональной пробы непосредственно на рабочем месте;
–
заключение до начала прохождения профессиональной пробы (не позднее, чем за
10 дней до её начала) двухсторонних договоров с соответствующим учреждением или
организацией об условиях и порядке прохождения профессиональной пробы
обучающимися;
–
издание приказа по школе о прохождении профессиональной пробы учащимися;
–
закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися профессиональной
пробы со стороны общеобразовательной организации;
–
распределение обязанностей за ответственными специалистами, организующими
прохождение профессиональной пробы обучающимися;
–
распределение учащихся по конкретным образовательным организациям и
учреждениям на время прохождения профессиональной пробы;
–
составление графиков перемещения учащихся по местам прохождения пробы в
соответствии с утвержденной программой профессиональной пробы и в зависимости от
возможностей конкретной принимающей организации, учреждения;
–
контроль за соблюдением требований норм охраны труда, а также санитарных,
гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, кодекса законов о труде во
время прохождения обучающимися профессиональной пробы; контроль за
предоставлением учащемуся принимающей организацией во время прохождения пробы
необходимых условий;
–
участие в подготовке документации, отражающей итоги прохождения
обучающимися профессиональной пробы.
3.3. Профессиональные пробы и социальные практики могут быть организованы на базе
МКОУ «Ювинскаяё СОШ» и на базе предприятий, организаций и учреждений всех
организационно-правовых форм и форм собственности, в т.ч. через участие во
Всероссийском проекте ранней профориентации «Билет в будущее».
3.4. Для проведения профессиональных проб и социальных практик в условиях
взаимодействия с социальными партнёрами общеобразовательная организация заключает
договора (соглашения) с принимающей организацией либо социальными структурами,
которые обязуются предоставить места и создать условия для прохождения
профессиональных проб и социальных практик в соответствии с профессиональной
направленностью обучающихся.
3.5. Основными документами, регламентирующими организацию профессиональной
пробы и социальных практик в сотрудничестве с социальным партнёром, являются
программа, общий учебный план (учебный план), годовой календарный учебный график и
расписание занятий с указанием места прохождения профессиональной пробы.
3.6. Перед началом прохождения профессиональных проб и социальных практик
специалист, ответственный за прохождение учащимися профессиональной пробы со
стороны общеобразовательной организации:
– составляет список обучающихся;
– составляет график прохождения профессиональных проб, который согласовывается с
соответствующими образовательными организациями, социальными структурами,
участвующими в реализации программы;
– проводит беседу (инструктаж), в ходе которой обучающиеся знакомятся с содержанием
программы,
графиком
прохождения,
формой
представления
результатов
профессиональной пробы (отчёт, проект, слайдовая презентация, др.).
3.7. В ходе прохождения обучающимися профессиональных проб и социальных практик
педагог осуществляет контроль выполнения обучающимися требований программы,
оказывает организационную и консультационную помощь.

Профессиональные пробы и социальные практики проводятся в отведенные приказом
сроки. Учет занятий, посещаемости и учебных достижений обучающихся
осуществляется в журнале. При его заполнении необходимо соблюдать правила
оформления классного журнала.
3.8. Оценивание достижений обучающихся при прохождении профессиональной пробы и
социальных практик может быть в форме защиты индивидуального проекта, защиты
дневника по профпробам и (или) портфолио обучающегося. По итогам защиты участнику
могут быть выданы отзыв, рекомендации, характеристика и др.
3.9. С момента начала профессиональных проб и социальных практик и на весь период
их прохождения на обучающихся распространяются правила охраны труда, нормы
дисциплины труда, предусмотренные правилами внутреннего распорядка принимающей
образовательной организации.
4. Обязанности руководителей социальных практик и профессиональных проб:
4.1. Руководитель социальных практик (и профессиональных проб) из числа
педагогических работников школы, назначенный приказом директора школы,
обеспечивает:
- нормативно-правовое сопровождение программ;
-своевременное заключение договоров с соответствующим учреждением или
организацией об условиях и порядке прохождения социальной практики и
профессиональных проб учащимся школы;
-обеспечивает методическое сопровождение работы тьюторов из числа
педагогических работников школы по вопросам разработки и реализации программ
социальной практик и профессиональных проб, ведения дневника практики, оценивания
ее результативности и организации защиты результатов учащимися.
4.2. Непосредственное руководство за прохождением учащимися социальной практики и
профессиональных проб осуществляет педагог, на которого приказом директора школы
возлагается тьюторское сопровождение учащихся.
4.3. Тьютор обязан:
- ознакомить учащихся с программой;
- оказывать содействие в выборе вида практики;
- согласовывать прохождение практики на базе конкретных организаций
(учреждений);
- контролировать прохождение учащимся практики, проверять отчеты
старшеклассников, оценивать их деятельность (по пятибалльной шкале);
- организовывать встречи учащихся с интересующими их специалистами в разных
профессиональных областях;
- проводить с учащимися экскурсии, выезды, конференции-отчеты о проделанной
работе и нести ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения
мероприятия;
- совместно с представителями принимающей организации по завершении
практики составлять развернутую характеристику учащегося (уровня его активности во
время практики, достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений).
4.4. Классный руководитель учащихся:
- осуществляет периодический контроль в течение учебного года за прохождением
социальной практики и профессиональных проб;
- запрашивает у тьюторов информацию о прохождении учащимися социальной
практики, профессиональных проб и обсуждает ее на ученических собраниях;
- оказывает помощь тьюторам во взаимоотношениях с родителями учащихся,
доводит информацию о социальной практике и профессиональных пробах до родителей
через родительские собрания или индивидуальные беседы;

- подводит общие итоги практики и совместно с тьюторами оценивает ее
результативность.
5. Права и обязанности практикантов при прохождении практик.
5.1. При прохождении практики учащиеся имеют право:
 выбирать место прохождения практики;
 получать консультации и помощь у педагогов школы;
 собирать команду учащихся для совместного прохождения практики.
5.2. При прохождении практики учащиеся обязаны:
 выполнять правила внутреннего трудового распорядка предприятия (организации)
по месту прохождения практики;
 выполнять в установленный срок в полном объеме задания, предусмотренные
программой практики;
 изучить и строго соблюдать правила техники безопасности, производственной
санитарии и противопожарной безопасности;
 нести ответственность за выполняемую работу и ее результаты;
 подобрать и систематизировать исходный теоретический и аналитический
материал для отчета по практике;
 подготовить отчет о практике и сдать его в установленные школой сроки.
6. Порядок прохождения социальной практики.
6.1. Базой практики может быть школа или иная организация, (учреждение) с которой у
школы заключён договор о прохождении социальной практики и профессиональной
пробы.
6.2. Организации (учреждения) обеспечивают возможность ознакомления обучающихся с
основными направлениями их деятельности, а также предоставляют доступ к
информации, необходимой для написания отчета по социальной практике и
профессиональной пробе.
6.3. Направление учащихся на социальную практику и профессиональные пробы может
сопровождаться письмом-просьбой о приеме на практику, подписанным директором
школы, к письму может прилагаться договор о приеме на социальную практику и
профессиональные пробы, краткая программа для прохождения практики.
6.4. Ответственность за прохождение практики обучающихся возлагается на руководителя
практики.
6.5.
Прохождение учащимися социальной практики и профессиональных проб
осуществляется за счет часов внеурочной деятельности и составляет не менее 17 часов.
Общее количество часов, отводимых на социальную практику и профессиональные
пробы, не должно превышать 34 часа на уровень образования.
6.6. Социальная практика и профессиональные пробы могут быть проведены разово или в
несколько приемов (по договоренности с принимающими организациями), в учебное или
в каникулярное время.
6.7. Конкретные сроки и формы прохождения учащимися социальной практики и
профессиональных проб определяет администрация школы, в том числе на основе
двусторонних договоров с принимающими предприятиями, учреждениями и
организациями.
7. Оформление результатов прохождения социальной практики.
7.1. По окончании практики учащийся в десятидневный срок составляет письменный
отчет и сдает его руководителю практики. Отчет должен содержать сведения о
выполненной учащимся работе в период практики, согласно программе практики и
индивидуальному заданию.

Учащиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, проходят
практику в индивидуальном порядке.
7.2. Учащиеся, не выполнившие без уважительной причины требования программы
практики имеют право на ликвидацию возникшей задолженности в сроки, установленные
приказом директора школы.
7.3. Подведение итогов, оценивание результатов практики по итогам деятельности
осуществляется в рамках следующих критериев:
 качественная оценка деятельности учащегося руководителем практики- тьютором.
Приложение
Карта оценки практиканта
1. Индивидуально-психологические качества:
Оцениваемое
качество
очень
хорошо
наблюдательность и
сосредоточенность
способность генерировать новые
идеи
сообразительность и понятливость
целеустремленность и решительность
поведение в сложных ситуациях и
конфликтах
преобладающее настроение
другое

2.

Оценка
удовлетвори
хорошо
тельно

слабо

Культура поведения
Оцениваемое
качество

очень хорошо

хорошо

Оценка
удовлетворительно

слабо

тактичность
вежливость
пунктуальность
положительная реакция на критику
товарищей и старших
другое
3.

Взаимоотношения с окружающими (поведение в коллективе)
Оцениваемое
качество

самостоятелен
способен вести за собой
подчиняется чужому влиянию
общителен
держится отчужденно
другое

очень хорошо

хорошо

Оценка
удовлетворительно

слабо

1. Соответствие компетенций практиканта требованиям практики
Оцениваемое
качество
Владение знаниями, полученными
при изучении гуманитарных и
социально-экономических
дисциплин
Умение применять вышеназванные
знания в своей профессиональной
деятельности
Знание законодательства РФ и
нормативных правовых актов
Знание видов выполняемых работ и
оказываемых услуг
Знание основ социологии и
психологии труда
Знание и умение оформления
деловой документации
Владение компьютерными
методами сбора, хранения и
обработки информации,
применяемой в сфере
профессиональной деятельности
Другое

очень хорошо

хорошо

Оценка
удовлетворительно

слабо

2. Соответствие основным требованиям работодателя:
Оцениваемое
качество

очень хорошо

хорошо

Оценка
удовлетворительно

Общая образованность
Способность системно мыслить,
умение перерабатывать большие
объёмы информации и вычленять
главное
Умение применять на практике
полученные знания
Навыки командной работы
Умение и желание постоянно
учиться
Целеустремлённость
Адекватность самооценки
Психологическая мобильность
Коммуникативность и мобильность
Стрессовая устойчивость
3. Отзыв о практиканте
Руководитель организации
(подпись)
М.П

(Ф.И.О.)

слабо


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».